// Потеря зрения
Зрительное восприятие при нарушениях зрения у детей

В науке уже давно доказано, что более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. И вполне понятно, почему значимость данного анализатора становится столь жизненно важной в развитии ребёнка, у которого все причинно-следственные связи между предметами и даже их словесными обозначениями формируются на основе визуального восприятия. Нарушения зрения в раннем детстве всегда имеет комплексные последствия для познавательной активности малыша, его ментального опыта и усваиваемых поведенческих сценариев. Дети с серьёзными визуальными ограничениями обречены на существование в ситуации постоянной информативной недостаточности, что не только накладывает определённый отпечаток на их кругозор, но и вырабатывает у них стремление к пассивному участию в происходящих вокруг событиях. Слабовидящий ребёнок не может чётко дифференцировать предметы, узнавать людей, легко передвигаться в пространстве. Его мозговые механизмы, как правило, остаются не нарушенными, но вследствие дисфункции самих зрительных анализаторов визуальное восприятие объектов оказывается крайне нечётким, размытым и узким.

Как отмечают тифлопедагоги и офтальмологи, повысить умение слабовидящего ребёнка пользоваться имеющимся у него остаточным зрением можно не столько медикаментозным или оперативным лечением, сколько включением в его жизнь регулярных зрительных тренировок, что во многом обусловлено психофизической природой данного недуга. Состоять подобные тренировки должны из целого ряда несложных упражнений, оказывающих комплексное воздействие на формирование и развитие зрительной функции. В частности, к ним относятся следующие:

Упражнение на улучшение цветового восприятия

Взрослому (родителю или педагогу) следует рассказать ребёнку обо всех существующих цветах и наиболее частых оттенках, продемонстрировав их с помощью подходящих карточек или игрушек. Затем необходимо попросить малыша повторить всё услышанное с указанием на соответствующий предмет, а впоследствии закрепить опыт называнием цвета произвольно указываемого предмета, что позволит отследить степень развития узнавания, которое и является конечной целью занятия.

Упражнения на дифференциацию форм объектов

Для осуществления данной тренировки можно использовать бумагу, карандаши, пластилин, конструктор и т.д. Суть её заключается в создании вместе с малышом разнообразных предметов, отличающихся по своей форме и размерам. Рисунок маленькой ёлочки может соседствовать с изображением большой, а фигурка зайчика — с «изваянием» собачки, медвежонка и т.д. Малыш должен научиться не только различать все используемые образы визуально, но и создавать их самостоятельно, с помощью необходимых для этого материалов.

Упражнения на развитие координации и ориентации в пространстве

Данные навыки лучше всего начать вырабатывать с чёткого освоения листа бумаги. С помощью карандашей или фломастеров на него следует нанести изображения нескольких различных объектов (солнышка, домика, дерева, речки) и начать объяснять ребёнку особенности их взаимного расположения (вверху, слева от, справа от, ниже, выше, в самом низу, впереди, позади). После того, как ребёнок чётко усвоит соотнесение значения соответствующих наречных предлогов с локализацией реальных предметов, его можно просить самостоятельно описать размещение изображений уже на другом рисунке, внимательно слушая, как ему это удаётся.

Эффективными вспомогательными средствами для осуществления всех описанных упражнений выступают и специальные игровые наборы, созданные с учётом стандартов реабилитации и адаптации и рекомендованные к использованию сообществом тифлопедагогов. Так, например, хорошим подспорьем в развитии зрительного восприятия может оказаться 3D пазл (объёмный конструктор), представляющий собой красочную подводную лодку, которую ещё нужно собрать. Игрушка выполнена из мягкого картона, напоминающего резину, а все её детали, плоские по своей форме, обладают высокой прочностью, благодаря чему могут присоединяться друг к другу множество раз. В процессе сборки удивительного современного судна ребёнок учится различать предметы по цвету, размеру и структуре, в ходе чего тренируются его зрительное восприятие, память, пространственное и наглядно-действенное мышление.

Не менее интересным для маленькой непоседы будет и взаимодействие с другим особым комплектом «Весёлые пирамидки». Этот набор состоит из пластмассового основания и столь же хорошо распознаваемых на ощупь деталей: треугольников, квадратов, кругов, овалов, шестиугольников, черепашки и рыбки. Выполнение различных заданий с имеющимися фигурками способствует развитию логики, мелкой моторики, зрения и осязания. Набор прекрасно подходит для проведения групповых и индивидуальных занятий в дошкольных учреждениях.

Расширить кругозор слабовидящего ребёнка поможет и дидактическая игра «Лесной уголок». Комплект состоит из двух прочных оснований и целого набора тактильных моделей растений и животных, из которых можно создавать красочные композиции. Все фигурки снабжены особыми метками, отлично распознаваемыми на ощупь. Соотнося эти метки с обозначениями на игровом поле, дети уже после нескольких тренировок могут увлечённо играть самостоятельно, даже без участия взрослых. Выполняя различные задания в «Лесном уголке», они приобретают достоверные представления об окружающем мире, объектах и их свойствах, постигают законы природы и учатся распознавать предметы зрительно и тактильно.

Для малышей, нуждающихся в стимуляции визуального восприятия, также прекрасно подойдёт игра «Световое шоу», представляющая собой корпус, под куполом которого при включении зажигается множество разноцветных огоньков. Игровая установка работает от батареек типа АА и может быть соединена с различными тактильными переключателями. Интенсивность излучаемого света в ней зависит от силы нажатия переключателя, что способствует развитию зрения, мелкой моторики, понимания причинно-следственных связей и осязательного восприятия.

Одновременному улучшению зрительных, слуховых и тактильных навыков легко поможет и такая увлекательная для детей и даже взрослых игрушка, как музыкальная машина. Она состоит из очень напоминающей прототип коробки передач и держателей для двух музыкальных инструментов. При управлении режимами скорости звуки начинают звучать то громче, то тише, а темп воспроизведения, в свою очередь, приходит в полное соответствие с движением. Наблюдение за весёлой машинкой способствует развитию координации, мелкой моторики, наблюдательности и зрительной памяти.

Позитивное комплексное воздействие на стимуляцию необходимых сенсорных механизмов могут оказать и игры с развивающим центром для слабовидящих и слабослышащих. Уникальное устройство состоит из корпуса, оснащённого двумя яркими и хорошо различаемыми на ощупь кнопками и переключателем с шариком. Принцип его действия основан на активизации разнообразных тактильных ощущений. Так, при вытягивании шарика начинает работать встроенный вентилятор, после нажатия одной кнопки (круга) издаётся вибрация, а при включении второй — запускается вращение вертушки с мягкими лопастями. Всё это достаточно эффективно тренирует логическое мышление, зрительное восприятие и мелкую моторику.

Для повышения качества Тренировок работы зрительного анализатора детей с одновременной задержкой психического и речевого развития предназначена реабилитационная игра «Мини-поппер», представляющая собой прозрачную пирамиду, под куполом которой вращаются разноцветные шарики, что сопровождается сиянием ярких огоньков и звучанием приятной мелодии. Игрушка также издаёт вибрацию, надолго овладевая вниманием малыша.

Конечно, это далеко не полный перечень игровых наборов, которые могут использоваться для развития зрительного восприятия у слабовидящих детей. Подобрать игрушки, наиболее нужные для конкретного ребёнка с учётом его состояния здоровья, возраста и т.п. можно, посоветовавшись с тифлопедагогом и сотрудником магазина реабилитационной индустрии. Таким образом удастся сделать по-настоящему полезное приобретение, которое будет не только долго радовать кроху, но и помогать ей становиться более активной и самостоятельной, что является главным фундаментом подготовки к полноценной независимой жизни уже по мере взросления.

Автор:  — редактор «Агентства Особых Новостей», филолог, журналист, эксперт по вопросам инклюзии и социальной поддержки.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 08.10.2025
    Библиотека для слепых: что здесь можно найти?
  • 15.09.2025
    Нарушение зрения: причины и коррекция
  • 18.07.2025
    Тифлографика: как незрячему видеть картинки?