Жить по-новому: как адаптироваться человеку, который недавно потерял зрение
«Держать удар» — это терминологическое словосочетание пришло к нам из спорта и очень точно отражает то жизненно необходимое действие, которое важно научиться осуществлять каждому человеку в сложной ситуации. Однако пережить психологические испытания подобного рода нередко бывает намного труднее физических. Одним из примеров такого тяжёлого удара судьбы является полная потеря зрения, с которой людям в реальности неимоверно сложно справиться. Тем не менее, если сразу суметь сосредоточиться не на переживании негативных эмоций, вызванных произошедшей трагедией, а на принятии конструктивных усилий по повышению своей социально-бытовой активности, адаптироваться к существованию в новых условиях можно будет относительно быстро и безболезненно.
Так, тифлологи — специалисты, занимающиеся изучением различных аспектов слепоты, советуют незамедлительно начать руководствоваться особыми рекомендациями, следование которым значительно облегчает жизнь и самого инвалида по зрению, и его близких. К их числу относятся следующие:
Обретение навыков бытового самообслуживания. Вопреки мнению многих неосведомлённых людей, незрячий человек способен не только самостоятельно одеваться и раздеваться, осуществлять необходимые гигиенические процедуры и причёсываться, но и вести домашнее хозяйство, включая такие его неотъемлемые составляющие, как приготовление пищи, накладывание готовых блюд в тарелки, наливание жидкости в стаканы и кружки и поддержание чистоты на кухне. Что для этого может понадобится — вопрос, на который сами инвалиды по зрению отвечают по-разному. Одни незрячие люди утверждают, что никаких специальных приспособлений для освоения кухни не нужно, а целесообразнее сконцентрироваться на совершенствовании практических навыков решения тех или иных задач. Другие же, напротив, акцентируют внимание на том, что в настоящее время существуют специальные гаджеты с озвучиванием основных функций, которые можно весьма эффективно использовать. Истина, по-видимому, где-то посередине, поскольку конкретные умения, выполняющие ключевую роль в обретении бытовой самостоятельности, всегда можно подкрепить взаимодействием с новыми техническими приспособлениями, способными упростить достижение результата даже для зрячего человека. Так, иногда процесс приготовления плова или тушёных овощей бывает намного быстрее осуществить в мультиварке с возможностью управления со смартфона, на котором запущен синтезатор экранного доступа, чем проделывать это на обычной печке с использованием сковороды и кастрюли, хотя, конечно, со временем и второй вариант может быть легко освоен слепым кулинаром. По аналогичному сценарию способно пойти и освоение навыка наполнения того или иного сосуда жидким содержимым. Поначалу, если эта процедура вызывает сложности, можно использовать специальное техническое средство — звуковой индикатор уровня жидкости, мгновенно закрепляемый на нужной ёмкости. Однако впоследствии, когда сами руки и, по мнению многих незрячих людей, даже сам мозг запомнят, сколько секунд нужно на то, чтобы вода или сок добрались до края стакана, не выходя за его пределы, проделывать ту же самую операцию можно будет без каких-либо приспособлений. Главные правила, которые для овладения навыками бытового самообслуживания нужно выполнять неукоснительно, — это поддержание чёткого порядка в расположении предметов по принципу «каждая вещь — всегда строго на своём месте» и предотвращение ситуаций с возможной травматизацией (межкомнатные двери и дверцы шкафов должны быть либо закрыты, либо открыты полностью, а стулья — задвинуты).
Самостоятельное передвижение на улице. После того, как внутреннее жилое пространство будет освоено в полной мере, а на это обычно не требуется слишком большого количества времени, следует переходить на обретение навыков ориентации за пределами дома. Для этого необходимо научиться правильно ходить с белой тростью, которую очень часто используют не только тотально слепые, но и слабовидящие люди для повышения собственной безопасности. Не нужно сразу рассчитывать на то, что процесс обучения будет лёгким и быстрым, поскольку освоение каждого маршрута предполагает не только запоминание всей его структуры, но и выработку системы ориентиров, которые должен в нужных местах находить слепой пешеход. Поначалу хождение с тростью может казаться очень трудным и даже невыносимым, однако со временем маршрут запомнится полностью и передвигаться по нему незрячий человек сможет спокойно и уверенно, как на автопилоте, погрузившись в собственные мысли. Ощущение же одержанной победы, приобретённое вследствие этого, в буквальном смысле подарит крылья для покорения новых вершин.
Установление контактов с другими инвалидами по зрению. Внезапно ослепшие люди на первых порах испытывают желание замкнуться в себе и ни с кем не разговаривать, которому однозначно не следует поддаваться. Именно общение с теми, кто столкнулся с аналогичными проблемами и сумел их решить, нередко оказывается едва ли не более полезным, чем многодневное пребывание в реабилитационном центре. Обусловлено это, прежде всего, тем, что человек с идентичными ограничениями по здоровью может располагать ценным опытом и выработанными в процессе собственной жизнедеятельности оригинальными алгоритмами решения той или ной задачи. Фактически такие сведения очень часто приносят огромную пользу и другим людям, оказавшимся в той же ситуации, облегчая им процесс адаптации и интеграции в общество. Поэтому подобных знакомств не только не следует сторониться, но даже целесообразнее всего искать. Для этого можно обратиться в местные отделения Всероссийского общества слепых, специализированные библиотеки, коррекционные школы и другие реабилитационные учреждения, находящиеся поблизости.
Профессиональная самореализация. В противовес сложившимся в обществе стереотипам, инвалиды по зрению сейчас могут успешно работать в совершенно различных сферах трудовой деятельности: от образования до малого и среднего бизнеса. Если ещё несколько десятилетий назад наиболее доступными для них считались профессии массажиста и музыканта, то сегодня существует множество примеров того, как без зрения люди становятся прекрасными преподавателями, переводчиками, журналистами, юристами и даже предпринимателями. В нашей стране уже достаточно давно работает сеть ресурсных учебно-методических центров, которые помогают внедрять инклюзивные модели обучения в систему высшего профессионального образования, что позволяет незрячим людям беспрепятственно проходить обучение в ведущих университетах РФ. Понятно, что это открывает широкий круг возможностей для успешного получения выбранной специальности и дальнейшего официального трудоустройства. Поэтому если прежняя профессия для внезапно потерявшего зрение человека оказывается недоступной, он вполне может пройти необходимую переподготовку по другому направлению, исходя из собственных предпочтений. Главное — не пытаться закрыться в четырёх стенах от всего мира, а смело его осваивать, двигаясь дальше и не боясь столкновения с трудностями, которые в итоге обязательно удастся преодолеть.
Поддержка близких. Это ещё один важнейший залог успешной реабилитации внезапно потерявшего зрение человека. Однако, по сути, подлинная поддержка не имеет ничего общего с жалостью или стремлением всё сделать за инвалида, равно как и с демонстрацией ему того, что теперь он является обузой. Как отмечают психологи, человека, попавшего в столь трудную жизненную ситуацию, обязательно нужно поддержать, но так, чтобы это помогло ему встать на ноги и вернуться к активному образу жизни. Зачастую родственники внезапно ослепших людей сами переживают большой стресс и не могут правильно сориентироваться в новой реальности. Чтобы восстановить утраченное душевное равновесие, им самим следует приобрести достоверные знания о том, как живут другие незрячие и с помощью чего справляются с большинством требующих визуализации действий. Найти подобную информацию можно в профильных организациях, занимающихся реабилитацией лиц с указанной нозологией, а также в специальной тифлопедагогической литературе. После этого же очень важно начать оказывать потерявшему зрение человеку практическую помощь в приобретении навыков использования смартфона и ПК посредством речевых синтезаторов (скринридеров), освоении основ передвижения с тростью по улице, овладении умениями приготовления пищи, уборки дома и т.д. Когда в решении всех этих задач наметится успех, и у самого инвалида по зрению, и у его близких, начнут крепнуть уверенность в своих силах и оптимистическое восприятие реальности, что уже будет означать начало полноценного возвращения в активную жизнь.
Конечно, как уверяют специалисты, следование всем перечисленным рекомендациям не будет быстрым и лёгким, однако примерно за год с момента обретения твёрдого намерения научиться жить по-новому, освоить азы бытового самообслуживания и самостоятельного передвижения за пределами дома вполне реально. Главное — понимать, что даже полная потеря зрения — это далеко не конец нормальной жизни! Утверждение, доказанное миллионами людей по всему миру. Вести полноценную активную жизнь вслепую не только возможно, но и (по словам самих незрячих людей) интересно, поскольку именно преодоление ограничений даёт уникальный опыт в решении совершенно различных задач, а иногда и вовсе открывает весьма неожиданные горизонты личностного развития, которые без инвалидности, вероятнее всего, остались бы попросту незамеченными.