// Потеря зрения
Тифлографика: как незрячему видеть картинки?

Создание изображений объектов на плоскости издавна является важнейшим способом передачи информации, придуманным человечеством ещё в незапамятные времена. Однако включение в подобную систему взаимодействия, на первый взгляд, не мыслимо без визуального восприятия. Как при отсутствии зрения можно научиться понимать то, что нарисовано на бумаге, и рисовать самому, что для этого может понадобиться и чем такие навыки способны помочь в жизни, - рассказываем в сегодняшнем материале.


Тифлографика как особая методика познания мира

Термином «тифлографика» в тифлоиздательском деле, а заодно и тифлопедагогической науке, обозначается практика создания рельефных картинок, полностью доступных для осязательного восприятия. Эксперты выделяют три основных вида подобных изображений:

  • Контурные, с помощью выпуклых линий передающие общие очертания объектов;
  • Аппликационные, посредством наклеивания на лист хорошо различимой на ощупь плотной бумаги или планшета отображающие фактуру соответствующего предмета;
  • Барельефные, благодаря использованию дополнительных материалов (металла, пластмассы и др.) позволяющие изобразить рассматриваемый объект на плоскости объёмно.

Разумеется, каждая из описанных разновидностей используется для решения определённых задач. Так, контурные изображения чаще всего создаются для формирования у незрячих людей общего представления о форме какого-либо объекта, тогда как аппликационные и барельефные — обеспечивают уже более детальное и глубокое восприятие рисунка.

Тифлографика широко используется для обучения незрячих детей и взрослых, развивая у них пространственное мышление, осязание, а также помогая получить достоверную информацию о том, как выглядит тот или иной предмет в реальности. Именно с её помощью создаются географические карты местностей, на которых точками обозначаются города, выпуклостями — материки, волнистыми линиями — реки, а вогнутостями — моря и океаны. Применяется тифлографика и для отображения схем сборки в физике и электротехнике, помогая незрячим сотрудникам предприятий понять, какие детали оборудования они должны соединять между собой в нужной последовательности. Возможности данной методики используются и в начальной школе для ознакомления слепых ребят с внешним обликом различных животных и предметов. Перечень задач, которые позволяет решать тифлографика, огромен. В частности, к ним относятся:

  • развитие у инвалидов по зрению правильного представления о структуре (форме, размере и т.д.) различных объектов окружающего мира;
  • приобретение ими умения разграничивать основные и второстепенные признаки изображаемых предметов;
  • повышение качества осязательных способностей и стимулирование мелкой моторики;
  • формирование навыков пространственной дифференциации физических объектов и понимания основных способов ориентации на местности.

Конечно, здесь приведены лишь наиболее значимые из тех целей, которые помогает достичь в реальности тифлографика. Как отмечают специалисты, использование её потенциала будет совершенствоваться с каждым годом вместе с развитием технологий. Уже сейчас с помощью тифлографических методов создаются рельефные изображения значимых объектов культурного наследия (музейных экспонатов, архитектурных шедевров, знаменитых картин). Всё это, по свидетельству самих незрячих людей, помогает им представить то, как выглядят великолепные сокровища человеческой цивилизации, такие как египетские пирамиды, Собор Василия Блаженного, Эйфелева башня, Тадж-Махал и т.д., которые были у них на слуху, но не в запечатлевшей конкретные образы памяти.

На сегодняшний день во многих коррекционных школах и специализированных библиотеках имеются учебные пособия по разным предметам, содержащие тифлографические изображения, воспользоваться которыми может каждый нуждающийся в этом слепой человек. Конечно, для адекватного восприятия рельефных рисунков, имеющих свою специфику, несколько отличающуюся от плоскопечатных аналогов, представителям целевой аудитории придётся приобрести некоторые навыки, однако сделать это нетрудно, а помочь справиться с подобной задачей способны квалифицированные сотрудники самих учреждений. Создание же тифлографических материалов осуществляется с помощью специального оборудования (брайлевских принтеров с возможностью распечатывания рельефной графики), которые вследствие достаточно высокой стоимости в несколько сот тысяч рублей имеются в основном в профильных образовательных центрах. Приобрести же тифлографические издания в личное пользование можно в магазинах реабилитационной индустрии, занимающихся продажей брайлевских книг. Не удивительно, что их цена может быть немного выше плоскопечатных экземпляров, однако это объясняется гораздо более затратным способом производства, благодаря которому они выходят в свет. Так или иначе, а опыт взаимодействия с тифлографикой оказывается весьма полезным для каждого незрячего человека, давая ему качественно новый толчок к дальнейшему интеллектуально-познавательному развитию, что, по сути, выступает главным залогом формирования когнитивно полноценной личности.

Товары в нашем каталоге