// Потеря зрения
Советы родителям по воспитанию незрячих детей

Как развивать и воспитывать особенного ребенка — незрячего/слабовидящего? Этот вопрос актуален для всех родителей, у которых рождается малыш, имеющий проблемы со зрением. Не меньше их интересует и то, как он будет общаться с друзьями, как будет ориентироваться в окружающем пространстве.


Общий ответ один: все будет хорошо, если мама с папой не будут паниковать, если станут воспитывать своего ребенка как самого обыкновенного, без гиперопеки, наделяя его обычными обязанностями. Тогда-то и вырастет образованный, уверенный, вполне мобильный человек, который сможет не только трудоустроиться, но и создать свою семью, быть счастливым.

Как незрячие дети познают мир?

Первыми проводниками в большой мир для незрячего малыша являются мама с папой. С 1,5-2 лет слепым детям недостаточно общения только с родителями. Им необходимо взаимодействовать с другими детьми, поэтому важно посещать детские площадки. Прекрасно, если в семье есть старший ребенок.

Существуют специальные тактильные книги, звуковые игрушки, подвижные игры, компьютер — все то, что помогает знакомиться с окружающим миром.

В пространстве особенные малыши ориентируются с помощью тактильных ощущений, слуха, запахов. Вещи, предметы и многое другое они осваивают руками, на ощупь. Им важно устно объяснять, как устроен этот мир. Как показывает практика, в 3 года незрячий ребенок может свободно передвигаться по квартире. Успех освоения простых бытовых навыков напрямую зависит от терпения и усердия родителей. После трех лет можно обучать ребенка пользоваться тростью (в игровой, веселой форме).

Свои игрушки дети с нарушениями зрения узнают по звукам, весу, форме, запаху. Рисуют они на специальной бумаге, используя острый предмет.

В детском саду незрячий ребенок становится более самостоятельным, там он учится быстро принимать решения в различных ситуациях, развивает умение постоять за себя.

Примерно с 10 лет такие детки приступают к освоению разных компьютерных игр.

Психическое развитие незрячих детей

С рождения особенные малыши выделяют вкусовые, тактильные, слуховые и прочие раздражители. Получая те или иные впечатления, они учатся реагировать на всё вышеназванное.

У некоторых малышей в первые месяцы жизни проявляются вторичные отклонения в развитии (слепые детки менее активные, их движения стереотипные). Но если родители создают все условия для благоприятного психического развития, то подобные отклонения в дальнейшем не наблюдаются.

На формирование компенсаторных процессов положительно влияют:

  1. Постоянное общение мам и пап с малышом: ответы на его «гуление», оречевление окружающих предметов.
  2. Установление связи между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой.
  3. Стимуляция моторной деятельности детей. В этом помогает специальная гимнастика.

Добрые слова, наполненные любовью, теплота родительских рук, терпеливое совместное изучение мира — залог успешного развития слепого/слабовидящего ребенка.

Эксперты уверяют, что воспитание незрячего/слабовидящего ребенка должно быть таким же, как и воспитание зрячего. Особенному малышу также нужно адекватное отношение родителей, истинная любовь матери и отца, постоянное тактильное общение, приятные ароматы, положительная обстановка в доме (особенно звуковая), подвижные игры.