// Потеря зрения
Особенности взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения: правила поведения для окружающих

Отсутствие зрения хотя и является тяжёлым физическим ограничением, всё же отнюдь не приводит к полному выключению человека из информационного пространства. При этом, естественно, возникают определённые особенности, знать о которых очень важно для повышения качества интеграции незрячих людей в жизнь общества. Все подробности и нюансы разбираем в сегодняшнем материале.


Что нужно знать сопровождающему?

Человеку, взявшему на себя роль зрячего помощника инвалида по зрению, необходимо знать следующие правила:

  • При перемещении по улице или незнакомому зданию зрячий сопровождающий должен идти на полшага впереди слепого сопровождаемого, которому для удобства передвижения нужно взять помощника под его правую руку, чуть ниже локтя (своей левой рукой).
  • Инвалида по зрению ни в коем случае не следует хватать за плечо или другие части тела и пытаться толкать впереди себя, поскольку это может привести к возникновению травмоопасных ситуаций.
  • При появлении лестницы в случае, если за помощника незрячий держится правильно (как было описано выше), он в состоянии понять, что впереди есть ступеньки, но для подстраховки зрячий сопровождающий может предупредить о них словесно - обязательно с конкретизацией подъём это или спуск.
  • При приближении общих знакомых помощнику следует проинформировать инвалида по зрению о том, кто и с какой стороны подходит, – это поможет слепому должным образом проявить коммуникативную активность.
  • Если у сопровождающего возникла необходимость отойти в сторону – ему непременно следует предупредить об этом незрячего спутника и оставить его в максимально знакомом месте (возле поручня, скамейки и т.д.).
  • Зрячему помощнику стоит также словесно описывать и наблюдаемое вокруг, особенно если что-то привлекло внимание инвалида по зрению (при этом важно, чтобы тифлокомментарии были информативными и одновременно лаконичными, без затрудняющих восприятие лишних подробностей).

Выполнение этих несложных рекомендаций сделает процесс совместного передвижения приятным и безопасным для обеих сторон.

Правила для окружающих

Людям, окружающим инвалида по зрению, также необходимо учитывать некоторые моменты:

  • Зрячему знакомому всегда стоит первым приветствовать незрячего человека.
  • Если общение было не столь интенсивным и высока вероятность того, что ваш голос слепой знакомый запомнить ещё не успел, при встрече можно назвать своё имя, а иногда даже связывающее вас место (Вера из школы, Сергей Петрович из поликлиники и др.).
  • При нахождении с инвалидом по зрению в одном здании нельзя оставлять полуоткрытыми двери в какие-либо помещения – их всегда лучше или растворить полностью, или закрыть; так можно будет избежать риска получения травм.
  • В случае, когда незрячему человеку очевидно нужна помощь и вы можете её оказать, к нему обязательно следует сперва обратиться с вопросом: «Вам помочь?» - а затем, внимательно выслушав ответ, попытаться разрешить проблемную ситуацию.
  • Все вещи, которыми пользуется инвалид по зрению, всегда должны быть на своих местах, а потому при малейшей перестановке необходимо проинформировать о ней незрячего человека, и, если перемены ему не удобны, постараться их устранить.
  • Посреди коридоров и кабинетов не следует бросать никакие предметы (стулья, тазы, вёдра и др.), т.к. о них легко споткнуться, вследствие чего можно упасть, не говоря уже о большой вероятности полного опрокидывания их вместе с содержимым, если таковое имеется.
  • На пути у незрячего человека однозначно нецелесообразно стоять, поскольку он банально может не заметить «живое» препятствие, задеть или врезаться в вас – причём в этом случае винить вам придётся только себя.

Данные рекомендации также достаточно просты в исполнении, а польза, которую они приносят, огромна. Правильное взаимодействие с людьми, имеющими ограничения по зрению, - главный залог не только успешной коммуникации, но и эффективного решения любых задач – от социально-бытовых до профессиональных. Поэтому усвоение основных его принципов остаётся важнейшим условием подлинного совершенствования инклюзии, как известно, преодолевающей любые барьеры.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 29.09.2023
    Тактильные книги для развития воображения и осязания у детей с нарушением зрения
  • 26.09.2023
    Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения
  • 25.05.2023
    Обзор оборудования для людей с нарушением зрения
  • 04.04.2023
    Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения