// Потеря зрения
Особенности обучения незрячего ребенка

Дети с серьезными нарушениями зрения нуждаются в особом подходе, который бы позволял получать им полное представление об окружающем мире. Неудивительно, что родители особенного ребенка задаются вопросом: как же организовать процесс его обучения? Отвечаем: в данном деле важно задействовать рельефно-точечную систему Брайля, потому как слабовидящие дети воспринимают мир посредством слуха, через осязание и тактильные ощущения. Но и этой рекомендации недостаточно.



Следует понимать, что маленькие слабовидящие дети не знакомы с приемами перцептивных действий, им сложно находить основные части даже самых любимых игрушек. В этом случае рекомендуется использовать метод наглядности.

Еще не стоит забывать о том, что у таких малышей есть сложности с ориентацией в пространстве. Часто родители по незнанию занимаются исключительно развитием речи, пытаясь тем самым как-то компенсировать проблему: учат вместе стихи, читают им много книг. При этом двигательной активности внимание не уделяется, что приводит к дисгармоничному развитию ребенка.

Специалисты рекомендуют больше заниматься предметной деятельностью. Тогда знания о мире не будут носить лишь формальный характер, и подготовка к жизни пройдет более эффективно.

Обучение незрячих детей

В систему образования входят все возрастные группы особенных детей (слепых и слабовидящих). Различают учреждения дошкольные и школьные. В первых занимаются не только воспитанием детей, но и проведением лечебно-восстановительных мероприятий, развитием зрительных функций. То есть вся работа направлена на развитие двигательных и познавательных способностей малышей. Среднее образование слабовидящие и слепые дети получают в школах-интернатах. Наполняемость классов в таких учебных заведениях составляет 10-12 человек. В каждом кабинете имеется специальная техника. Учителя же используют в своей работе особые дидактические методики и приемы.

Режим обучения строится с учетом таких особенностей развития незрячих детей, как эмоциональная ранимость, ускоренное психологическое развитие, низкая скорость запоминания, конкретный характер мышления, слабая концентрация внимания, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и др.

Навыки пространственной ориентировки: как развивать

Незрячие дети учатся ориентироваться в пространстве на всех уроках:

  • на физкультуре — развиваются навыки ориентировки в разных направлениях;
  • на математике — закрепляются навыки сравнения предметов по форме, величине, по взаимному расположению;
  • на уроке русского языка — формируются навыки ориентировки на бумаге, навыки работы с брайлевским прибором, книгой;
  • на уроке литературы — закрепляются навыки речевой деятельности, работы с разными текстами, формируется мировоззрение;
  • на технологии, уроках труда — развиваются навыки определения величины, формы предметов, их местоположения.

Самое эффективное условие для развития мышления, речи слепых/слабовидящих детей — живые наблюдения и впечатления. При этом очень важно делать акцент на обогащение чувственного опыта. А это возможно в том случае, когда на уроках активно используются разные наглядные пособия: рельефные, объемные, натуральные, звуковые, экранные и пр.

Есть специальные занятия, посвященные пространственной ориентировке. Они тоже направлены на то, чтобы сформировать и закрепить навык самостоятельной ориентировки в пространстве: в классе, возле школы, на игровой площадке и т.д. Любому человеку с нарушением зрения важно уметь ориентироваться на местности, понимать, где он находится, куда идет. Для контроля пути часто используют специальное техническое средство – белую трость. Детей обучают обследовать разные маршруты с помощью трости и одновременно задействовать обонятельные, слуховые, осязательные ориентиры.

Главная мысль: обучение слабовидящих детей и детей с глубокими нарушениями зрения обязательно должно осуществляться с учетом их возраста, психического и физического развития.