// Потеря зрения
Обучение незрячих детей ориентированию
Самостоятельность – это, пожалуй, важнейшее условие полноценной интеграции людей с инвалидностью в общество. Умение преодолевать хотя бы какой-то маршрут без помощи посторонних открывает огромные горизонты. Ведь рано или поздно любой человек сталкивается с необходимостью решать все свои проблемы самостоятельно, и очень важно, чтобы к этому моменту он был подготовлен. Поэтому начинать обучать своего незрячего ребёнка основам ориентирования на местности нужно как можно раньше, даже в дошкольном возрасте. О том, как это сделать, мы и поговорим сегодня.

Ориентирование для незрячих детейПрежде всего, давайте вспомним, что залогом успешного старта всегда является правильное понимание самого процесса. Обучение не может быть быстрым и всеобъемлющим, поэтому сразу надо отдавать себе отчёт в том, что оно совершенно точно окажется длительным, а следовательно, должно быть систематизировано и распланировано. Естественно, первым шагом на пути к обретению самостоятельности для незрячего малыша станет формирование пространственного мышления. Это предполагает чёткое освоение им таких локальных характеристик предметов, как право/лево, верх/низ, спереди/сзади и т.д. В знакомом безопасном пространстве ребёнка следует поощрять к самостоятельному передвижению, помогая ему как раз-таки именно этими подсказками: «Правее… левее… вперёд…» После того, как относительно себя ребёнок данные локальные параметры твёрдо запомнит, ему стоит объяснить, что относительно стоящего напротив него человека действовать будет зеркальный принцип. Лучше всего сделать это на примере соответствия рук. Данный навык поможет развитию гибкости мышления и выработки более чёткого представления о локализации объектов на местности.

Вторым, чуть более сложным и одновременно значимым этапом обучения станет формирование адекватного образа окружающего мира. Касается это в данном случае, конечно же, физической его стороны. Малышу следует рассказывать о том, как выглядят здания, тротуары, автодороги, перекрёстки, машины, клумбы, бордюры и т.д. В безопасные подходящие моменты лучше всего позволить ему потрогать те или иные объекты руками. Однако очень важно вместе с тем сообщать ребёнку и о том, что и в каких случаях изучать тактильно уместно, а что – нет и ни при каких обстоятельствах. Только так можно привить ему основы безопасного поведения на улице, а заодно и высокую культуру общения.

Для удобства есть смысл соорудить из подручных материалов карту ориентирования на местности с рельефным обозначением всех имеющихся объектов и дорог. Использовать для этого можно и картон, и пластилин, и карандаши, и шнурки, и любые другие предметы, которые, по вашему мнению, соответствуют решению данной задачи. После того, как относительно достоверное представление об организации близлежащего к дому пространства у незрячего ребёнка появится, возможным станет и переход к третьему и наиболее важному этапу – непосредственному изучению конкретного маршрута.

По мнению большинства тифлопедагогов, чёткого возрастного ценза для самостоятельного передвижения инвалидов по зрению на улице не существует. Но начинать это делать незрячий человек абсолютно точно должен, как только почувствует в том потребность. Хотя исходя из объективной жизненной необходимости, чем раньше такое произойдёт, тем лучше будет в дальнейшем. Перед началом освоения определённого маршрута следует научить малыша уверенному хождению с тростью и распознаванию звуковых сигналов. О том, как это делать, мы писали в статье «Правила самостоятельного ориентирования незрячих людей на улице». Затем нужный маршрут необходимо проанализировать на предмет выбора наиболее удобных ориентиров и способов перехода от одного из них к другому, если последнее потребуется. Когда эта своеобразная подготовка будет завершена, можно приступать и к самой ответственной части – прохождению и запоминанию маршрута. Здесь ребёнка, конечно же, нужно будет сопровождать, однако не за руку, а просто идя с ним рядом. Сам же он должен передвигаться с тростью, используя выбранные ориентиры. Родителям нужно быть готовыми к тому, что первое подобное преодоление дистанции может оказаться достаточно трудным и утомительным, но с каждым разом оно начнёт проходить всё легче и легче. Количество «репетиций» всегда оказывается индивидуальным, хотя во многом зависит от опыта обучаемого и сложности самого маршрута. Однако в любом случае, как только вы убедитесь в том, что ребёнок проходит освоенный путь уверенно, его можно будет отпускать в свободное плавание, позволяя преодолевать дистанцию уже без сопровождения.

Обретение самостоятельности человеком с инвалидностью – процесс всегда трудный и болезненный для его близких, которые очень часто боятся за его безопасность. Однако по-настоящему любящим родным нужно непременно понять, что только став максимально самостоятельным, инвалид может в буквальном смысле почувствовать себя человеком, обретя подлинную веру в свои возможности и желание быть успешным во всех сферах жизни. А это и есть подлинная дорога к счастью.