// Потеря зрения
Незрячие: принимать или отказываться от помощи окружающих?

Обращаться за помощью к прохожим или сталкиваться с инициативой с их стороны рано или поздно приходится каждому незрячему человеку, самостоятельно передвигающемуся по улице. Помня о том, что далеко не всегда эта ситуация оказывается оправданной и безопасной, слепого подростка сразу необходимо научить как умению адресовать свою просьбу окружающим, так и способности отказываться от ненужного предложения.


Как правило, люди, видящие самостоятельно идущего с тростью инвалида по зрению, настроены к нему доброжелательно и готовы прийти на помощь. Однако поскольку мало кто из них имеет представление о том, с какими именно трудностями сталкиваются незрячие пешеходы, нередко они могут по своей собственной инициативе не помочь, а даже дезориентировать. 

По словам самих слепых людей, в их жизни случались ситуации, когда к ним внезапно подбегал желающий помочь человек, который молча хватал их под руку, тянул за собой и также молча бросал посреди дороги. В результате этого инвалид по зрению сходил с привычного маршрута и ещё долго блуждал в поисках потерянной тропы. Помимо того, немало встречается и злоумышленников, которые под прикрытием помощи незрячему человеку, доведя его до безлюдного места, пытаются его ограбить, отобрать телефон, кошелёк и т.д. 

Во избежание всех подобных происшествий слепому подростку очень важно объяснить, что от помощи, предлагаемой в хорошо знакомом ему участке дороги без какой-либо необходимости, ему следует вежливо, но твёрдо отказаться, сказав, что маршрут ему известен и не позволив прохожему потащить его за собой. Также отнюдь не целесообразно вступать с попутчиком в откровенные разговоры, сообщая ему сведения о себе, своих близких и т.д. 

Во время совместного передвижения, если помощь всё-таки целесообразно было принять, необходимо внимательно следить за тем, чтобы помощник не свёл со знакомого маршрута, чётко фиксируя своё местоположение. При явной навязчивости со стороны прохожего следует сразу же привлечь внимание других окружающих, а при первых признаках противоправных действий — позвать на помощь. Неплохим вариантом, по свидетельству незрячих людей, оказывается и звонок знакомым или родным с просьбой пойти к ним навстречу, после которого проявляющий повышенный интерес спутник обычно сразу же старается исчезнуть.

Не менее значимой задачей оказывается и обучение слепого подростка способности самостоятельно обращаться за помощью. Здесь важно учитывать, что на первых порах особенные юноши и девушки очень стесняются привлечь к себе дополнительное внимание посторонних. Однако преодолеть психологический дискомфорт сможет помочь только практика и острая необходимость. 

Многие родители незрячих детей специально не спешат на улице прийти на выручку к чуть сбившемуся с пути чаду (конечно, только в безопасных условиях), давая ему возможность самостоятельно выйти из сложившейся ситуации. После того, как слепой ребёнок несколько раз, переборов себя, обратиться за помощью к прохожему и получит необходимую поддержку, весь страх и нежелание реализации подобного сценария испарятся, подарив ему уверенность в том, что даже в сложной ситуации всегда можно найти выход. Однако далеко не последнюю роль в этом процессе играет и знание незрячим пешеходом правил соблюдения безопасности при совместном перемещении. 

К примеру, если прохожий взял его под руку, тем самым создав трудность взаимодействия с тростью или даже просто распознавания дорожного рельефа, помощнику незамедлительно стоит вежливо объяснить, что удобнее и лучше будет, если сам слепой спутник станет держать его за локоть. Обычно это вполне адекватно воспринимается зрячими людьми, устраняя все потенциальные трудности. Кроме того, максимально чётко и кратко следует формулировать и суть своей просьбы, например: куда нужно повернуть, чтобы дойти до такого-то магазина, где найти вход в здание, в каком месте допустимо перейти дорогу и т.д. Оказавшего помощь человека обязательно стоит поблагодарить, вызвав у него положительные эмоции.

Конечно, все эти умения появятся далеко не сразу, но постоянная практика самостоятельного передвижения по городу обязательно сформирует у незрячего человека совокупность нужных коммуникативных навыков, научив его способности благополучно выходить из любой сложной ситуации на дороге.