Нарушение зрения у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Каким бы парадоксальным это не казалось, но научные исследования последних лет показали устойчивую связь между аутизмом и врождённой слепотой, которая, однако, до сих пор остаётся неизученной до конца. С одной стороны, множеством примеров из историй болезни реальных пациентов полностью подтверждается тезис о том, что нарушения нейронных связей в мозгу, характерные для РАС, нередко затрагивают и зрительные центры, а с другой — также не вызывает сомнения тот факт, что отсутствие визуальной составляющей в развитии с первых дней жизни ведёт к возникновению вторичных проявлений данного диагноза.
Так, учёными различных стран мира были зафиксированы показатели, согласно которым у людей с аутизмом в несколько раз чаще встречаются те или иные патологии зрительной системы, чем у норматипичных представителей их же возрастных групп. Близорукость, дальнозоркость, дальтонизм — всё это лишь малая часть тех заболеваний глаз, которые диагностируются у пациентов с РАС. Вместе с тем у детей, рождённых с патологиями сетчатки, зрительного нерва или даже отсутствием одного или обоих глазных яблок часто по мере их взросления проявляются ещё и трудности в общении, использование своего придуманного языка для коммуникации с окружающими, боязнь смены места, комбинированные навязчивые движения и т.д. И, хотя некоторые специалисты склонны называть эти симптомы слепизмами, связывая их, прежде всего, с нехваткой визуального опыта в процессе познания мира, всё же большая часть научного сообщества уже пришла к выводу о том, что дихотомия аутизм-слепота имеет более сложную и глубинную структуру. И это, в свою очередь, оказывает критически важное влияние на развитие и реабилитацию детей как с РАС, так и с различными ограничениями по зрению. Вот почему родителям малышей из обеих нозологических групп специалисты рекомендуют уделять особое внимание следующим нюансам:
- Важной составляющей развития младенцев от одного до трёх лет является связь между глазами и руками. Если малыш не следит за взглядом взрослого, не берёт игрушку из его рук, не показывает пальцем на те предметы, которые ему интересны, это служит первым тревожным звоночком, свидетельствующим о нарушении в функционировании одной из систем организма.
- Если ребёнку уже поставлен диагноз РАС — следует обязательно провести его полное обследование, включающее консультацию у офтальмолога, который поможет определить, имеются ли уже зрительные патологии, или нет.
- В случае, когда у малыша была выявлена врождённая слепота, крайне важно сосредоточиться на развитии его речевой деятельности, поскольку именно вербальная коммуникация станет основным средством связи с ним. Для этого ребёнку нужно много и регулярно читать вслух, систематически разучивать с ним и повторять наизусть стихотворения и песенки, а также подробно описывать словесно, как выглядят окружающие предметы.
- При фиксации в поведении слабовидящего или слепого ребёнка устойчивых отклонений в виде его явного непонимания речи, нежелания контактировать с миром, совершения типовых навязчивых движений (покачиваний туловищем, ногами и др.) следует незамедлительно обратиться к тифлопедагогам, психологам и медикам неврологической специализации, которые должны помочь установить, являются ли данные симптомы следствиями имеющегося аутизма, или это запущенная степень визуального недоразвития.
Если же проведённая диагностика показала неутешительный результат и у ребёнка были обнаружены и признаки РАС, и нарушения зрения, то целесообразно получить у специалистов максимально подробный сценарий его развития, включающий чёткий план дальнейшей реабилитации. Правильно подобранные и реализованные в детском возрасте восстановительные мероприятия, как правило, оказываются высокоэффективными и позволяют если не купировать состояние полностью, то улучшить его довольно значительно. Добиться хорошего результата, в частности, может помочь использование в реабилитации современных технических средств, которые оказывают многомерное позитивное влияние на оздоровление маленького пациента.
Так, выработке алгоритмов взаимодействия с тотально слепым ребёнком, страдающим аутизмом, будет способствовать использование полностью тактильного коммуникатора. Устройство снабжено прекрасно различимыми на ощупь кнопками, с помощью которых можно записывать и перезаписывать голосовые сообщения с длительностью, достаточной для передачи информации, важной для организации дня и соблюдения правильного режима особенного подростка. Посредством минимально приложенного усилия, которое несложно освоить, ребёнок сможет напомнить себе о том, что он должен делать сейчас, а родители получат уверенность в том, что даже если их в настоящий момент нет рядом, заранее сделанная ими голосовая заметка вовремя сориентирует чадо в нужном направлении. Разумеется, подобные коммуникаторы существуют и для слабовидящих детей, учитывая имеющиеся у них зрительные возможности. К примеру, с помощью специального аналогичного устройства со съёмными картинками общаться со слабовидящим сыном или дочерью мамы и папы смогут путём смены отчётливо различимых изображений, подсказывающих страдающему аутизмом подростку, какое действие следует выполнить для определённой цели. Такие коммуникаторы могут быть как портативными, так и настенными, а дополнительной функцией практически каждого из них продолжает оставаться возможность записи голосовых сообщений, длительность которых может колебаться от 60 до 300 секунд. Более того, существуют и ультракомпактные модели — поясные коммуникаторы, оснащённые всем необходимым для закрепления на одежде, благодаря чему человек приобретает возможность пользоваться ими в любом месте и в любое время. Конечно, для правильного выбора соответствующего коммуникатора следует чётко проанализировать имеющиеся индивидуальные особенности нуждающегося в нём ребёнка или взрослого, после чего сопоставить полученные данные с параметрами конкретных устройств. При возникновении сложностей лучше всего посоветоваться со специалистами, которые обязательно подскажут, на что сделать особый акцент.
К счастью, помимо приборов для установления коммуникации, в настоящее время в реабилитации детей с диагнозом РАС и другими сопутствующими заболеваниями широко используются и специальные наборы для развития, позволяющие в игровой форме корректировать имеющиеся нарушения. Подобные комплекты обычно сориентированы на улучшении зрительного, тактильного и слухового восприятия маленького искателя приключений, а потому включают в себя сразу несколько многофункциональных устройств. Так, традиционный специальный набор для развития детей с РАС состоит из одного или двух коммуникаторов для обмена графическими и голосовыми сообщениями, занимательной логической игры «Крестики-нолики», после каждой выигрышной комбинации воспроизводящей приятную мелодию и загорающейся разноцветными огоньками, сенсомоторной трубы с блестящими вставками, Вибрирующей подушки, массажной щётки и других не менее интересных предметов. Взаимодействие с подобным комплектом может не только наполнить время особенного ребёнка полезным для него смыслом, но и подарить родителям пару часов свободного времени, которое реально будет посвятить выполнению неотложных домашних дел.
Таким образом, правильно выстроенная стратегия реабилитации, учитывающая все необходимые аспекты развития детей с сочетанными патологиями, по единогласному мнению специалистов, способна продемонстрировать высокие результаты в долгосрочной перспективе, нормализовав многие из имеющихся у них дисфункций, что откроет перед ребёнком возможность гармонизировать свой эмоциональный фон, став в будущем полноценной личностью, максимально не зависящей от других людей.