// Потеря зрения
Лето с пользой: выбираем игры для незрячих и слабовидящих детей

Игра – это мощный инструмент развития ребёнка, вне зависимости от особенностей его здоровья. Она позволяет ему вырабатывать и совершенствовать коммуникативные навыки, улучшать способность ориентироваться в пространстве, тренировать логическое и образное мышление. В играх дети быстрее и легче усваивают причинно-следственные отношения, приобретая достоверные представления об устройстве окружающего мира.


Конечно, для ребёнка с существенными ограничениями по зрению игровой процесс несколько отличается от организации развлечений, подходящих его условно здоровым сверстникам. Однако, как отмечают тифлопедагоги, фактически незрячие и слабовидящие дети могут играть в любую игру, если только её алгоритмы будут адаптированы к их особенностям, что при желании реализовать не так уж сложно. 

В частности, чтобы сделать игровой процесс по-настоящему доступным полностью или частично лишённым зрения маленьким игрокам, специалисты рекомендуют соблюдать следующие правила:

  • Игровое пространство должно быть в полной мере приспособлено к появлению в нём особенных игроков. Если речь идёт о развлечениях подвижных, то предназначенную для них площадку следует сделать максимально ровной и беспрепятственной. Лучше всего если подобная зона отдыха будет ограничена стенами спортзала или специальными ограждениями, используемыми для обособления нужной локации на открытом воздухе. Перед началом игры особенным участникам важно предоставить возможность походить по будущему месту увлекательных состязаний, ощупать его и изучить буквально вдоль и поперёк. Только после этого они смогут свободно ориентироваться в пространстве, легко и быстро передвигаясь по нему. Если же способом времяпрепровождения выбраны настольные игры, то отведённая для них зона также должна быть полностью освобождена от посторонних предметов, а доступ к ней — расчищен от всего, что может его затруднить (лишних стульев, игрушек и т.д.). Каждому маленькому участнику следует обеспечить комфортное собственное место, расположившись на котором он сможет осуществлять все необходимые активности.

  • Инвентарь, применяемый для игр, должен быть выбран в соответствии с индивидуальными ограничениями участвующих детей. Так, для незрячих игроков следует использовать приспособления со звуковыми сигналами (озвученные мячи, свистки, бубен и др.), тогда как для слабовидящих прекрасно подойдут яркие, контрастные предметы (красные, жёлтые, зелёные, оранжевые и т.п.). Всё это целесообразно продумать так, чтобы всем участникам были обеспечены равные условия и никто не чувствовал себя лишённым комфорта.

  • Если игра предполагает командное взаимодействие, то распределить игроков нужно так, чтобы каждая из состязающихся сторон имела равное количество слепых и слабовидящих защитников. На ребят с большим остаточным зрением можно возложить роль лидеров, а на детей, тотально слепых, — функцию основного игрового звена, преданно следующего за своим вожаком. При этом важно не допускать, чтобы слабовидящие участники злоупотребляли своими более широкими возможностями, несправедливо обыгрывая незрячих игроков.

  • Для повышения качества взаимодействия детей, педагогов, вожатых или родителей в ходе игры необходимо учитывать и внешние условия, такие как уровень освещённости и направление ветра. К примеру, в слабоосвещённых помещениях лучше всего использовать яркие, светлые предметы, а в локациях с высоким уровнем освещения, напротив, — насыщенные, тёмные. Если во время игр под открытым небом дует сильный ветер, важно помнить, что он легко может относить голосовые команды в другую сторону, дезинформируя участников относительно расположения источника звука, что способно привести к выбору ими неправильных траекторий передвижения. Поэтому тренеру или просто взрослому человеку, контролирующему ход игры, важно выбирать верный ракурс для осуществления возложенных на него обязанностей.

Очевидно, что реализация всех этих рекомендаций на практике обычно не вызывает каких бы то ни было сложностей, а польза, которую она приносит, однозначно стоит того, чтобы уделить продумыванию столь важных мелочей дополнительное время.

Однако помимо организации игрового пространства, важную роль для адаптации игрового процесса к потребностям незрячих и слабовидящих детей имеет и подбор специальных игрушек, которые изначально ориентированы на особенности данной целевой аудитории, делая участие в выбранной активности по-настоящему интересным и захватывающим.

Так, помочь справиться с часто встречающимися у слепых и слабовидящих ребят сенсорными и двигательными нарушениями развития может игра «Тактильные пазлы», представляющая собой уникальное устройство, изначально предназначенное для взаимодействия с обладателями указанной нозологии. Она состоит из деревянного основания, на котором находятся восемь контрастных секций для размещения в них восьми различных геометрических фигур (кругов, ромбов и т.д.). Каждая из этих форм снабжена надписью, продублированной шрифтом Брайля. Выполнение незрячими и слабовидящими детьми заданий, связанных с заполнением ячеек соответствующими фигурами, позволяет маленьким игрокам потренировать мелкую моторику, а также развить у себя чёткие представления о свойствах и размерах различных предметов, что значительно улучшает их пространственное мышление.

Нормализации в работе нервной системы малышей с серьёзными поражениями зрительного аппарата будет способствовать и ещё одна игра, предоставляющая возможность приобретения богатого тактильного опыта. Она называется «Центр для развития сенсомоторных навыков» и оправдывает своё наименование на все 100%. Забава может похвастаться достаточно многомерной структурой, включающей пластиковое основание с восьмью ячейками, предназначенными для восьми пластин, закрепляемых на липучке. Каждая из них имеет особую фактуру, цвет и размер. Пластик, ворсистый мех, имитация мелкого песка — это далеко не все материалы, представление о которых формируют пластины. Выполняя различные задания преподавателя, ребёнок запоминает, как на ощупь выглядит та или иная вещь, а исходя из её свойств, учится комбинировать фигуры с подходящими им зонами. Игра способна увлечь маленькую непоседу на долгие часы, помогая ей проводить время с пользой и радостью.

Весьма эффективным способом развития осязательного и слухового восприятия для незрячих и слабовидящих детей является и по-настоящему «умная» игрушка «Кролик». Это пушистое чудо очень напоминает живого зверька, который становится для особенного малыша верным другом на многие месяцы. Кролик покрыт искусственным мехом, метко скрывающим электронный блок, позволяющий ему прыгать и издавать характерные звуки. Кроме того, игрушка снабжена специальным портом, с помощью которого её можно подключить к другим игровым комплексам производства «Исток-аудио», что делает её ещё и незаменимым вспомогательным средством. Взаимодействуя с милым зверьком, незрячие и слабовидящие дети приобретают новый тактильный опыт, расширяя свои представления об окружающем мире, а малыши, испытывающие затруднения с коммуникацией, становятся более раскованными и дружелюбными.

Мощным стимулом формирования навыков осязательного, слухового и визуального взаимодействия с предметами для детей с физическими и ментальными нарушениями может стать и «Полностью тактильный коммуникатор». Это удивительное устройство, имеющее вращающийся корпус с семью различными на ощупь кнопками. Оно способно записывать и воспроизводить голосовые сообщения, максимальная длительность каждого из которых составляет полторы минуты. С управлением прибором достаточно легко справиться, поскольку он имеет интуитивно понятный интерфейс. Центральная кнопка отвечает за выбор режима записи или воспроизведения, а остальные используются непосредственно для создания звуковой информации. Коммуникатор снабжён маленькими силиконовыми накладками, помогающими ему устойчиво фиксироваться на любой поверхности. Работать он может как от аккумулятора, так и от сети, благодаря чему вправе считаться весьма портативным средством реабилитации.

Гармонизации эмоционального состояния особых детей будет способствовать и увлекательная игра «Текстурированная карусель», отличающаяся интересным строением и многофункциональностью. Она представляет собой трёхъярусную конструкцию, оснащённую целой совокупностью визуальных и звуковых эффектов. Так, на первом ярусе находятся разноцветные кнопки, запускающие то или иное действие. Причём сколько будет продолжаться нажатие и удержание кнопки — столько продлится и выбранный эффект. На втором ярусе чудо-карусели расположены лампочки, загорающиеся разными огоньками и создающие атмосферу настоящего волшебства. Третий ярус выполнен в форме прозрачного купола, в котором находится множество приковывающих к себе внимание шариков. После активации карусель начинает вращаться, лампочки зажигаются, а шарики, перекатываясь, издают совершенно неповторимый звон, сопровождаемый и дополнительными звуковыми эффектами. Взаимодействие с этой удивительной игрушкой хорошо тренирует усидчивость, способность длительно фокусироваться на выполнении одного и того же действия, понимание причинно-следственных связей, возникновение разнообразных зрительных и слуховых ассоциаций, творческое мышление и т.д. Она будет в равной степени полезна для детей как с полной, так и с частичной потерей зрения, в том числе сопровождаемой другими нарушениями ментального и физического развития.

Улучшить координацию незрячего или слабовидящего малыша поможет и игра с набором тактильных мячиков, дарящая всем участникам уникальный сенсорный и визуальный опыт, а также оказывающая и точечный массажный эффект. Данный комплект включает предметы различного цвета, фактуры и формы. В целом он состоит из 18 мячей (каждый из которых формирует у особенного ребёнка целую цепочку сенсомоторных ассоциаций) и удобного мешка для их транспортировки и хранения. Лёгкие и увесистые, гладкие и снабжённые эластичными резиновыми иголочками, мячики вызывают у детей множество положительных эмоций не только от соприкосновения с ними, но и от возможности их комбинировать, делая уникальные композиции и придумывая новые решения предлагаемых заданий. Набор прекрасно подойдёт как для индивидуальных занятий, так и для группового обучения, позволяя детям с особенностями здоровья в увлекательной форме усвоить новые знания и умения.

Эффективно справиться с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью и другими нарушениями в ментальном развитии детям с ОВЗ поможет набор для повышения сенсорного восприятия. Направленные на тренировку различных перцептивных систем организма, включая зрительную, слуховую и тактильную, все элементы комплекта способны послужить ощутимым толчком к концентрации внимания, приобретению нового опыта и навыков взаимодействия с окружающими предметами. В набор обычно входят такие уникальные игровые системы, как сенсомоторная труба, утяжелённая подушка, «умный» кролик, тактильные пазлы и др. Использование комплекта хорошо скажется на комплексном развитии незрячих и слабовидящих детей как в домашних условиях, так и в профильных реабилитационных учреждениях.

Хорошим подспорьем в процессе подготовки к школе, а заодно и тренировки зрительных способностей, является специальный светящийся набор для слабовидящих и незрячих детей. Он включает целую совокупность предметов, способных надолго завладеть вниманием любознательной крохи. Создающий неповторимую атмосферу лайтбокс (коробка) оснащён светящейся поверхностью, на которой все предметы начинают играть разными красками. Как правило, в состав комплекта входят специальные фонарики, акриловые буквы и цифры, различные геометрические фигуры, гелиевые подушечки и многое другое. При взаимодействии с набором ребёнок способен не только получить полезный опыт в идентификации разнообразных предметов, но и усвоить первичные представления об организации русского и английского алфавита, а также цифрового ряда. Комплект является комплексным средством разностороннего развития детей пяти-шести лет, в занимательной форме позволяя им приобрести знания, которые очень скоро пригодятся в начальной школе.

В целом грамотное создание игровой среды для незрячего или слабовидящего ребёнка, включая правильное обустройства зоны, отведённой для развлечений, и использование специальных адаптированных игрушек, легко и быстро поможет ликвидировать все возникающие вследствие отсутствия визуального источника информации задержки в развитии, позволив малышу стать более уверенным в себе, активным и смелым покорителем окружающего мира, имеющим достоверное представление о действующих в нём принципах.


Читайте также:
Все статьи
  • 19.07.2024
    Инклюзивные детские лагеря: куда отправить на отдых ребёнка с ОВЗ?
  • 12.07.2024
    Развивающие игры и игрушки для детей с аутизмом
  • 05.07.2024
    Инклюзивное образование: как поступают в вузы незрячие студенты?
  • 27.06.2024
    Как путешествовать с незрячим ребёнком: советы для родителей
  • 25.06.2024
    Как научить незрячего ребёнка передвигаться по городу?
  • 20.06.2024
    Отпуск инвалидам: как оформить и куда поехать
  • 19.06.2024
    Незрячие: принимать или отказываться от помощи окружающих?