// Потеря зрения
Кто такой тифлопедагог и как он обучает людей с нарушениями зрения?

Тифлопедагог — это специалист, играющий ключевую роль во всесторонней реабилитации инвалидов по зрению, независимо от их возрастной принадлежности. Такая универсальность обусловлена широким спектром компетенций, входящих в обязательное портфолио представителя данной профессии. Целевой аудиторией тифлопедагогов фактически являются не только тотально слепые ученики, но и те, кого можно отнести к категории слабовидящих, имеющих значительные нарушения зрительных функций. Подобные специалисты зачастую выступают экспертами по оказанию инвалидам по зрению помощи в обучении, адаптации учебного материала, освоении различных форм мультимедийного контента, обретению навыков самостоятельного передвижения и бытового самообслуживания.


Родоначальником тифлопедагогики как науки считается французский педагог-практик Валентин Гаюи, стараниями которого первые образовательные учреждения для незрячих людей были открыты во Франции и России. Так, в 1807 году на территории тогда ещё Российской империи заработала школа для обладателей данной нозологии, в которой преподавали Закон Божий, пение и даже не визуально доступные ремесла. Впоследствии, уже в 1930-х гг., в Советском Союзе образование слепых и слабовидящих стало обязательным звеном народной общеобразовательной системы, а коррекционные школы появились по всей стране.

Сегодня тифлопедагог продолжает оставаться ключевой фигурой выстраиваемой модели инклюзивного обучения, оказываясь весьма востребованным как в специализированных учреждениях, так и в обычных школах, где есть учащиеся с серьёзными нарушениями зрения. Благодаря бурному развитию технологий, расширился лишь комплекс методов и техник, которые он может использовать для ускорения и облегчения процесса обучения данной категории подопечных. Так, к их числу сейчас относятся следующие:

  • Тактильные упражнения — методы, главной целью которых является развитие осязательного опыта и мелкой моторики, помогающих при распознании различных предметов и выполнении тех или иных действий с ними. Основными инструментами данной техники выступают брайлевские книги, материалы разнообразных фактур и т.д.
  • Аудио- и лекционные пособия — средства, ориентированные на улучшение слухового восприятия учащихся и включающие в себя записи учебных материалов в звуковом формате, позволяющем скорректировать ограничения в получении информации, имеющиеся у незрячих людей.
  • Специальные технологии — методы, подразумевающие внедрение в процесс освоения новых знаний брайлевских дисплеев, скринридеров и других инструментов, ключевой целью которых является повышения качества доступности контента для данной категории учеников.
  • Игровые технологии — это механизмы, предполагающие включение элементов игры в осуществление обучения. Здесь могут использоваться настольные игры, специальные игровые наборы и т.д., способные в занимательной, ненавязчивой форме помочь незрячему подопечному приобрести нужное умение, запомнив все алгоритмы его реализации.
  • Ориентация и мобильность — базовый навык, которым также помогают обзавестись тифлопедагоги. Это предполагает овладение учащимися основных техник хождения с тростью, взаимодействия с электронными навигаторами и специальными приложениями для смартфонов. Знания, полученные в этой области, и умение применять их на практике, позволяют незрячим людям успешно передвигаться по нужным маршрутам без посторонней помощи, что значительно расширяет возможности для профессиональной и творческой самореализации.
  • Социально-бытовая адаптация — методика, делающая особый акцент на развитии у незрячих и слабовидящих навыков самостоятельной реализации своих бытовых потребностей. Приготовление пищи, покупка необходимых товаров, уборка жилого пространства — решать все эти задачи и учит тифлопедагог, разрабатывая и подбирая наиболее эффективные способы их выполнения для конкретного человека.

Справиться со столь широким кругом профессиональных обязанностей данным специалистам позволяют современные технические средства, существенно упрощающие процесс обучения и реабилитации лиц с нарушениями зрения. Главным из них по-прежнему остаётся брайлевский дисплей, самые компактные версии которого (например, Focus Blue 14) дарят пользователю возможность быстро получать доступ к экрану собственного смартфона в любом месте и в любое время.

Весьма полезными в процессе обучения незрячих детей оказываются и различные тактильные пособия и книги, помогающие быстро запомнить алфавит, благодаря различным рельефным изображениям, и обогатить свой сенсорный опыт.

Углублению связей между слуховым, тактильным и даже остаточным визуальным восприятием может позволить и специальный развивающий центр для слабовидящих. Устройство включает в себя основание с силиконовыми присосками для предотвращения скольжения, встроенный радиоприёмник и MP3-плеер, верёвочный переключатель и хорошо ощутимые кнопки. Сочетая в себе звуковые эффекты с вибрационными и зрительными свойствами, оно улучшает развитие особого ребёнка, давая ему возможность слушать радио или музыку с карты памяти, следить за игрой цвета и мягким покачиванием центра и т.д., обогащая тем самым имеющийся опыт взаимодействия с различными предметами.

Стимулированию формирования причинно-следственных связей и навыков чтения и письма по Брайлю и т.п. служат и специальные тактильные пазлы, состоящие из деревянного основания с 8 углублениями, каждому из которых соответствует определённая объёмная форма. Её название, в свою очередь, наряду с рельефным обозначением, написано ещё и брайлевским шрифтом. Использование в качестве основных игровых элементов наиболее распространённых геометрических фигур (квадрата, ромба, круга и др.) помогает незрячим учащимся получить более правильные представления об окружающих объектах, что впоследствии пригодится даже для освоения самостоятельного ориентирования.

Приобрести нужные знания в игровой форме поможет и сенсорно-тактильный набор, состоящий из целой совокупности игрушек, способных надолго завладеть вниманием слепого или слабовидящего малыша. Весёлый кролик, умеющий двигаться и петь песенки, музыкальная гусеница, увлекательная игра-шнуровка, яйцо со световыми и звуковыми эффектами и другие входящие в него составляющие разнообразят слуховые и тактильные ощущения ребёнка, развивая у него согласованные движения пальцев рук, чёткую координацию, усидчивость, концентрацию внимания и т.д.

Фактически в наши дни для решения каждой тифлопедагогической задачи в магазинах реабилитационной техники можно найти сразу несколько средств, позволяющих значительно повысить качество этого процесса для всех принимающих участие в нём сторон. Вот почему грамотного тифлопедагога сегодня можно по праву считать настоящим экспертом широкого профиля, метром своего дело, способным научить жить активно и полноценно незрячих и слабовидящих детей и взрослых, комбинируя самые актуальные методы и техники, наиболее подходящие для реализации индивидуального подхода к ученику, всегда имеющего высокие результаты.

Подготовкой подобных специалистов уже давно занимаются в ведущих вузах нашей страны, что позволяет говорить о постоянном совершенствовании научно-теоретической базы данной области знаний, открывающей новые перспективы для всесторонней реабилитации инвалидов по зрению.


Читайте также:
Все статьи
  • 16.08.2024
    Как подготовить ребенка к школе: советы родителям. Как «влиться» в класс, что должно быть в портфеле незрячего ученика?
  • 30.03.2024
    Обучение незрячих детей навыкам для жизни
  • 22.08.2023
    Кризисы у родителей незрячего ребёнка