// Потеря зрения
Какие профессии выбрать для учеников с нарушениями зрения?

Профессиональная самореализация – одно из важнейших условий полноценной интеграции инвалидов по зрению в жизнь социума. О наиболее эффективных стратегиях её осуществления рассказываем в сегодняшнем материале.


Основные принципы профориентации

Задумываться о том, какую профессию приобрести в будущем, учащиеся обычно начинают в старших классах. Понятно, что для подростков, полностью или частично лишённых зрения, эта задача становится особенной трудной, а иногда и болезненной, но при грамотном взаимодействии специалистов образовательного учреждения и родителей вместе с самим ребёнком можно найти вполне конструктивное её решение. Здесь очень важно понимать, что педагогам и родным незрячего ученика необходимо находиться в режиме постоянного диалога, чтобы своевременно и успешно корректировать траекторию его личностного развития. Только так они смогут помочь особенному подростку правильно выбрать будущую профессию, руководствуясь при этом важнейшими принципами профориентации, к которым относятся следующие:

  • подбор индивидуального (подходящего именно данному человеку) маршрута профессиональной реабилитации, учитывающего все дополнительные особенности его здоровья;
  • учёт характера уже проявившихся у ребёнка интеллектуальных способностей (склада мышления – гуманитарного/технического и т.д.) и обусловленных ими интересов;
  • Анализ степени социально-бытовой самостоятельности незрячего ученика и готовности её приобрести;
  • Определение уровня владения особенным подростком всеми необходимыми для освоения той или иной профессии тифлокомпетенциями и т.д.

Только чёткое осмысление каждого из указанных критериев и максимально объективное их оценивание способно помочь начать двигаться в по-настоящему верном направлении.

Доступные профессии для инвалидов по зрению

Видов профессиональной деятельности, которыми может успешно заниматься незрячий или слабовидящий человек, в настоящее время достаточно для того, чтобы при наличии соответствующего желании суметь самореализоваться успешно. К ним, как правило, относят те профессии, которые связаны с максимальным вовлечением слуховых, двигательных и тактильных анализаторов при минимальном использовании зрения, отсутствие которого можно компенсировать. Это, прежде всего, такие специальности, как массажист, музыкант, работник тифлоиздательского комплекса, упаковщик,   рабочий УПП, тифлопедагог и т.д. Ясно, что для освоения приведённых выше профессий необходимо приобретение дополнительного профессионального образования или хотя бы прохождение специальных курсов. Однако и здесь очень важно будет иметь навыки самостоятельного передвижения за пределами дома и свободного использования современных технических средств. Разумеется, указанными позициями перечень доступных для незрячих людей направлений деятельности не ограничивается. Многие инвалиды по зрению на практике доказали, что несмотря на имеющиеся у них ограничения, весьма успешно способны работать преподавателями школ, вузов и колледжей, журналистами и редакторами различных СМИ, переводчиками, юристами, менеджерами и даже программистами. За последней позицией, как считают многие эксперты, - вообще блестящее будущее, поскольку сфера IT сейчас только набирает обороты. В некоторых учреждениях финансового сектора, стремящихся сделать все свои продукты максимально доступными для особенных пользователей, уже сегодня работают незрячие и слабовидящие тестировщики. Конечно, в данном случае очень многое зависит от степени адаптации самого процесса взаимодействия с базами данных, создаваемыми программами и др. со скринридерами, без которых незрячий специалист не сможет выполнять свои профессиональные обязанности, но весьма вероятно что подобных технологических решений с каждым днём будет появляться всё больше.

Главное, из чего следует исходить при выборе будущей профессии для слепого или слабовидящего подростка, - его собственное желание и представление о том, как он будет решать все связанные с этим вопросы: от освоения учебного материала - до бытового самообслуживания в процессе обучения и перспектив последующего трудоустройства. Помните, что, если незрячий школьник ставит перед собой цель окончить университет по специальности, которую ещё никто из известных вам инвалидов по зрению не приобретал, и отчётливо понимает, с какими трудностями ему придётся столкнуться и как их можно преодолеть,- на него не стоит оказывать подавляющего личность морального давления: каждый путь знает своих первопроходцев, да и право на ошибку есть у всех. Важно, чтобы ученик с нарушениями зрения осознавал необходимость приобретения какой-либо профессии и дальнейшего устройства на работу, чувствуя при этом надёжную поддержку своих наставников и родных и не сомневаясь в возможности преодоления сложностей. Образование и трудоустройство не только помогают личности сформироваться, но и являются главным залогом будущего финансового благополучия и независимости. Без них обрести максимально возможную самостоятельность и уверенность в завтрашнем дне не удастся, а значит, внимательно взвешивая все за и против рассматриваемых вариантов, надо отыскивать свою дорогу, которую обязательно осилит тот, кто смело идёт вперёд.