// Потеря зрения
Как воспринимают мир люди, незрячие с рождения?
90% информации, которую мы получаем с помощью зрения, вполне очевидно, имеет определяющее значение для нашего существования. Однако и те, кто лишён способности видеть, может вести практически полноценную жизнь, научившись умело пользоваться оставшимися 10%. Как это возможно — рассказываем в сегодняшнем материале.

Невизуальное восприятие мира

Слепота — понятие достаточно сложное и неоднозначное. Фактически в его поле оказываются и те, кто утратил зрение полностью, и те, у кого сохранились сотые доли процента, позволяющие видеть свет, распознавать крупные объекты и т.д. Конечно, для обозначения этих категорий существуют особые термины, такие как «тотально или абсолютно слепые», «относительно слепые» и т.д. Однако придуманы они были в большей степени педагогами, чем медиками, и используются главным образом для определения наиболее подходящей стратегии обучения и реабилитации. Что же видят перед глазами незрячие люди? Вопрос, вполне закономерно и небезосновательно возникающий у представителей условно здорового социума. И, надо сказать, однозначного ответа на него тоже нет.

Ключевую роль в данном контексте приобретает то обстоятельство, в каком возрасте произошла потеря зрительной функции. Если человек утратил способность видеть в сознательном (подростковом, молодом или зрелом) возрасте, то у него, разумеется, сохранятся зрительные ассоциации, и он сможет продолжить мыслить визуальными образами, легко представляя, как выглядят те или иные предметы. Если же зрение было потеряно в раннем детстве или даже отсутствовало при рождении, то соответствующего опыта у ребёнка не сформируется. На практике это будет означать отсутствие осмысления визуальной стороны жизни, вследствие чего такие люди попросту не смогут представить, что такое солнечный свет, вид моря, горный ландшафт и т.д. На вопрос, что они видят перед глазами, чаще всего следует ответ «ничего», понимать который стоит буквально. Вопреки распространённому среди многих зрячих людей мнению, слепые не находятся в постоянном ощущении темноты, поскольку и она сама является зрительным образом. Те, кто утратил зрение полностью, скорее сравнивают своё состояние с эффектом выключеннности визуального восприятия, а отсутствие чего-либо, как известно, наиболее точно передаётся словом «ничто». Однако даже у таких людей может появиться альтернативный источник получения информации о расположенных рядом крупных объектах, в науке получивший наименование эхолокации. Под данным термином обычно понимается способность живого существа распознавать волну отражения звука от препятствия, дающую представление о его размере, а иногда и форме. Лучше всего подобные навыки проявляются у летучих мышей и дельфинов, однако развить их могут и особо чувствительные тотально слепые люди. Конечно, появление таких способностей не сможет кардинально изменить жизнь обладателей данной нозологии, однако сделать их самостоятельное передвижение по улице с тростью и бытовое самообслуживание дома более комфортным и безопасным сумеет точно.

Гораздо сложнее дело обстоит с теми, у кого наблюдаются сочетанные нарушения здоровья, а отсутствие зрения комбинируется с отсутствием слуха. Единственным источником информации для подобных людей становится осязательный опыт, дополняемый не несущими особой смысловой нагрузки вкусом и обонянием. Взаимодействие с окружающим миром для таких людей возможно лишь с помощью специально разработанной системы коммуникации, получившей название дактилологии, и всемирно известной рельефно-точечной азбуки, созданной Луи Брайлем. Вдохновляющий человечество пример слепоглухой девочки Хелен Келлер давно доказал, что даже при столь сложной форме инвалидности люди могут получить образование и самореализоваться профессионально. Разумеется, совершенно незаменимыми в подобной ситуации оказываются специальные технические средства, такие как брайлевский дисплей и портативный компьютер с выводом Брайля, с помощью которых пользователь может набирать текст, искать информацию в интернете и решать множество других задач в электронном формате.

Реабилитацией данной категории инвалидов занимаются тифлопедагоги и тифлосурдопереводчики, способные подобрать наиболее оптимальную стратегию восстановления для каждого конкретного человека индивидуально.

Таким образом, важно понимать, что даже полная утрата зрения, при условии овладения навыками максимального использования других сенсорных систем организма (осязания, слуха и др.) ни в коем случае не является приговором, обрекающим человека на безрадостное существование в темноте. Напротив, тяжёлая инвалидизация, как бы парадоксально это не звучало, часто открывает людям новые возможности саморазвития, о которых в иных обстоятельствах они даже бы не задумались. Поэтому научившись ходить с тростью и взаимодействовать с современными техническими средствами реабилитации, слепой человек вполне способен успешно получить образование и реализовать себя в выбранной профессии. Ведь как когда-то написала Хелен Келлер, «мы можем сделать всё, что захотим, если будем упорно трудиться».