Как эхолокация помогает незрячим людям?
Эхолокация как способ построения звуковой карты местности
Учёный, всерьёз начавший использовать эхо от окружающих предметов для самостоятельного передвижения, ослеп после того, как ещё в детстве ему удалили оба глаза из-за рака сетчатки. Но это печальное обстоятельство отнюдь не лишило мальчика жажды приключений и стремления к свободе. Он продолжал кататься на велосипеде, перелезать через заборы, драться со сверстниками и с удовольствием совершать другие детские шалости, конечно, нередко заканчивающиеся, по его собственным словам, небольшим кровопролитием. Со временем Дениэл Киш научился ориентироваться в лесу, танцевать и без посторонней помощи перемещаться по американским мегаполисам. Он с отличием окончил школу, университет, получил две учёные степени и создал благотворительную организацию, обучающую слепых людей по всему миру придуманному им способу восприятия и осмысления пространства, а суть его состояла в следующем: Дениэл ещё в детстве понял, что звук, производимый щелчком языка по верхнему нёбу, совершенно по-разному отражается от всех окружающих предметов, и это эхо несёт в себе весьма ценную информацию, на основании которой можно понять, что находится рядом. Человеческое ухо, по замечанию Киша, слышит гораздо больше, чем мы можем себе представить. Оно различает целых 10 октав, тогда как глаз — всего лишь одну неполную октаву светового спектра. Звук же распространяется со скоростью 311 метр в секунду, что обеспечивает его быстрое возвращение к своему источнику. Наш мозг давно воспринимает звучание окружающего мира объёмно, что позволяет ему выстроить трёхмерную картину действительности. Именно опираясь на эти научные факты, эхолокация вполне может стать полноценной теорией и методикой ориентирования незрячих людей. Научившись распознавать звуковые волны, идущие от стен, открытых пространств, столиков в ресторане, легковых и грузовых автомобилей, Дениэл Киш, по его собственному признанию, обрёл полную свободу, перестав зависеть от чьей-либо помощи. Его щелчки языком остаются не замеченными для многих людей в шумных местах, тогда как ему самому дают огромное количество нужной информации. Свою методику учёный назвал флеш-сонар, а вместе с голландским коллегой даже начал разрабатывать особый прибор К-сонар, надеваемыйна белую трость и передающий звук эха в наушники. Феномен Киша изучали и исследователи из Испании, пришедшие к выводу о том, что его щёлканье оказывается идеальным способом получения эхолокационной картины окружающего пространства. Мечтой Дениэла является обучение данной системе ориентирования всех незрячих людей. Сам же он давно хочет поселиться в хижине в лесу, каждый день гуляя по новым тропам, отдыхая от людей и занимаясь музыкой и написанием книг. По его мнению, такая жизнь вполне по силам полностью незрячему человеку, который, несмотря на слепоту, выступающую главным неудобством, способен оставаться свободным и независимым.
Важно отметить, что теория эхолокации Киша действительно имеет под собой научную почву. На информативность данного явления обращали внимание ещё философы эпохи просвещения. В частности, Д. Дидро писал о том, что с помощью звука люди с тонким слухом могут получить гораздо больше информации об окружающих объектах, чем те, кто подобных навыков не имеет. Эхолокацию используют в своей жизнедеятельности и животные. Так, в научном мире уже давно признано, что именно с её помощью ориентируются дельфины и летучие мыши. Конечно, человеческий слух не столь безграничен, однако и его возможностей может быть достаточно для извлечения нужных сведений. Научиться распознавать эхолокационные волны можно, но для этого однозначно потребуется время и усердие. Как отмечают Киш и его единомышленники, создавшие благотворительную организацию, лишь десятая часть из обучаемых ими незрячих людей начинает правильно использовать преподаваемую методику в жизни. Остальные ученики чаще всего сдаются, утверждая, что не могут правильно квалифицировать нужную информацию. Но, по сути, при освоении любого комплекса навыков, бытовых или профессиональных, всегда находятся те, кто осваивает их блестяще, и те, у кого обнаруживается недостаточное стремление к результату. Поэтому здесь фактически всё зависит от желания самого ученика, который вполне может овладеть предлагаемыми умениями, если они действительно ему нужны.
Методика Киша, получившая широкое признание в разных странах мира, при обретении должного финансирования способна изменить существующие стандарты ориентирования незрячих людей в пространстве, сделав этот процесс более удобным и точным. Сам исследователь продолжает надеяться, что у него получится воплотить в жизнь все свои задумки, открыв дверь в мир свободы и независимости для каждого лишённого зрения человека.
Автор: Лейла Каппушева — журналист и эксперт проекта «Доступная среда», лауреат Премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи.
