// Потеря зрения
Инклюзивное образование: как поступают в вузы незрячие студенты?

Получение высшего профессионального образования людьми с серьёзными нарушениями зрения в России в последние десятилетия стало намного легче и комфортнее, предоставляя возможность каждому желающему абитуриенту с указанной нозологией беспрепятственно приобрести выбранную специальность. Реализовано это было во многом благодаря внедрению инклюзивной модели обучения, предполагающей создание для лиц с инвалидностью равных условий овладения нужными программными модулями с условно здоровыми студентами. Кроме того, функционировать в нашей стране начала и сеть ресурсных учебно-методических центров, напрямую занимающихся решением проблем обучающихся с ограничениями по здоровью — от обеспечения полноценного доступа к образовательному процессу — до успешно трудоустройства. Фактически сейчас такие центры существуют при каждом крупном университете федерального значения, координируя взаимодействие в данном направлении и других региональных высших учебных заведений.


На базе РУМЦ, как правило, имеется необходимое оборудование для использования адаптивных технологий, позволяющих людям с поражениями сенсорных систем организма переводить требующийся им материал в подходящий формат. Так, брайлевские дисплеи и принтеры дают возможность тотально слепым студентам воспринимать информацию в письменном виде (через символы рельефно-точечной азбуки), лупы и видеоувеличители существенно улучшают качество чтения для лиц с остаточным зрением и т.д. Благодаря тому, что привлекаются к работе в РУМЦ специалисты, владеющие навыками взаимодействия с представителями различных групп инвалидности, получить в этих подразделениях можно и квалифицированную помощь по широкому кругу вопросов, связанных с решением тех или иных социально-бытовых и образовательных задач: сотрудники, владеющие русским жестовым языком, могут помочь в коммуникации студентам с нарушениями слуха, тьюторы способны ознакомить незрячих учащихся с расположением учебных корпусов и общежитий, содействуя в выработке у них базовых навыков ориентирования. Использовать в ресурсных центрах всегда стараются индивидуальные подходы, направленные на удовлетворение конкретных запросов каждого особенного студента.

Что же касается процесса поступления, то, в соответствии с российским законодательством, он также является на сегодняшний день максимально удобным и человекоориентированным. Так, отказать в праве на обучение при успешном прохождении вступительных испытаний незрячему абитуриенту не может ни один вуз, а вот создать для этого все необходимые условия обязаны все учебные заведения. Для того, чтобы стать студентом инвалиду по зрению необходимо выбрать специальность и подать на неё требующиеся документы. Причём с 2018 г. в их число перестало входить заключение от медико-социальной экспертизы о том, что обучение в вузе не противопоказано по состоянию здоровья. Таким образом, зачисление в университет осуществляется на основе предоставления следующих документов: паспорта, аттестата об окончании школы, СНИЛС и справки об инвалидности. Если выпускник среднего общеобразовательного учреждения сдавал ЕГЭ, то поступить в университет он вполне может по его результатам. Однако если этого не случилось, то абитуриент вправе запросить у вуза организацию внутренних испытаний, по итогам которых и будет принято решение о зачислении. Также инвалиды по зрению I и II групп, инвалиды детства и лица, приобретшие инвалидность в ходе военной службы, могут рассчитывать на льготы при поступлении, согласно которым для того, чтобы попасть на бюджетное место, им достаточно получить на экзаменах минимально допустимое количество баллов.

Сами же вступительные испытания для незрячих абитуриентов должны быть организованы либо в письменной форме (с использованием материалов, напечатанных шрифтом Брайля), либо в электронном виде (посредством предоставления компьютеров, оснащённых программами экранного доступа), либо преимущественно путём устного взаимодействия, включающего озвучивание заданий сторонними ассистентами и заполнение ими ответов со слов экзаменуемого. Причём первый вариант предполагает, что образовательная организация предоставляет в случае необходимости все требующиеся технические средства, включая брайлевские приборы, грифели, тетради, дисплеи Брайля и т.п.

Время прохождения экзамена может быть увеличено, но не более чем на 1,5 часа. Все эти детали заранее согласовываются представителями вуза с самим абитуриентом с учётом его потребностей и имеющейся в учебном заведении материально-технической базы.

Данные меры направлены, естественно, на повышения качества доступности процесса поступления в вузы и не исключают необходимости тщательной подготовки со стороны потенциальных студентов. Более того, как отмечают эксперты, ещё задолго до подачи документов незрячему абитуриенту важно заняться углублённым изучением профильных предметов, приобретением навыков уверенного взаимодействия с компьютерами и мобильными телефонами, а также умений самостоятельно передвигаться с тростью по улице и внутри здания. Если учащийся владеет шрифтом Брайля, то целесообразно потренировать и скорость письма и чтения, поскольку конспектировать лекции на месте , по заверениям многих незрячих студентов, бывает весьма удобно. Чтобы успевать за лектором, к примеру, можно использовать базовые сокращения брайлевской краткописи, существенно повышающие качество процесса фиксации информации.

С более подробными сведениями относительно поступления и обучения в вузе лиц с инвалидностью по зрению можно ознакомиться на сайте «инклюзивноеобразование.рф», а также на страницах сетевых ресурсах выбранных университетов (приёмных комиссий, ресурсных центров и т.д.) и, конечно же, при личном обращении в образовательные организации. Главное, что единогласно советуют все специалисты, — не бояться начала нового жизненного этапа и смело приступать к освоению выбранных траекторий саморазвития. Знания всегда открывают возможности, без которых не осуществим личностный рост и профессиональная самореализация человека.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 07.12.2023
    Как правильно писать электронные письма незрячим людям
  • 26.09.2023
    Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения
  • 04.07.2023
    Устройства для слабовидящих: электронные увеличивающие системы
  • 23.05.2023
    Что такое читающие машины для слабовидящих и как они работают?
  • 14.03.2023
    Особенности взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения: правила поведения для окружающих