// Потеря зрения
Что такое тифлокомментирование и как оно помогает незрячим смотреть фильмы, спектакли и спортивные матчи

В течение долгого времени у инвалидов по зрению не было возможности полноценно воспринимать визуальную сторону происходящего на экране, сцене или спортивной арене, что значительно ухудшало степень их вовлеченности в процесс осмысления наиболее значимых событий культурной жизни.


И хотя во второй половине XX века в разных уголках нашей планеты начали предприниматься попытки ликвидировать подобный информационный вакуум, до широкого внедрения сколь бы то ни было эффективной практики решения данного вопроса должны были пройти ещё целые десятилетия. Так, самый первый показ фильма с тифлокомментариями в России состоялся в 1978 г. на базе Московского кинотеатра «Буревестник», вскоре после чего это дело было заброшено на долгие годы. Его возрождение началось только с 2000-х гг., благодаря проведённому общественной организацией инвалидов «Перспектива» Международному кинофестивалю «Кино без барьеров» и инициативе руководства института «Реакомп», предложившего реализовать на мероприятии кинопоказы с тифлокомментариями, для осуществления которых необходимо было подготовить квалифицированных специалистов. 

Идея была воплощена в жизнь, а на базе образовательного учреждения появились курсы, где по сей день готовят грамотных тифлокомментаторов. «Реакомп» и сегодня продолжает оставаться единственной в нашей стране кузницей мастеров этого великого дела, осуществляющей строгий отбор кандидатов и по завершении обучения выдающей подтверждающий квалификацию сертификат.

Тифлокомментирование для незрячих людей

Что же такое тифлокомментирование и почему оно так важно для незрячих людей

В соответствии с устоявшейся традицией общепринятого понимания данного термина, им обозначается комплексный метод повышения невизуальной доступности разного рода контента, основанный на описании зрительного ряда словами. 

Так, благодаря кратким и ёмким комментариям специалистов, внимательно следящих за развитием действия на театральных подмостках, кинопроекторах или стадионах, незрячему зрителю становится понятно, что там происходит, а это, в свою очередь, является ключом к правильной интерпретации бессловесных сцен и вообще всей картины или состязания. Как отмечают эксперты, именно тифлокомментирование позволяет формировать у инвалидов по зрению релевантную культуру восприятия художественных произведений и ощущение себя частью большой зрительской аудитории, переживающей спектр схожих эмоций.

Долгое время одной из главных проблем в сфере обеспечения невизуальной доступности искусства оставались значительные хронологические дистанции между выходом того или иного шедевра в свет и появлением его адаптированной версии. Связано это было, с одной стороны, с тем, что по-настоящему квалифицированных тифлокомментаторов всегда не хватало, а с другой — с тем, что далеко не во всех учреждениях культуры и спорта присутствовало необходимое оборудование. Сегодня в данной ситуации отчётливо наметились позитивные сдвиги: многие театры реализуют на своих сценах спектакли с тифлокомментированием, а кинотеатры обеспечивают аналогичную возможность с помощью специально разработанных для этого приложений, таких как «Искусство вслух» и «Особый взгляд». 

Запуск подобных цифровых продуктов позволяет синхронизировать голос тифлокомментатора с действием самой картины, что при подключении наушников делает для незрячего пользователя понятным всё, разворачивающееся на экране. Что касается спортивных матчей, то их невизуальная доступность обеспечивается пока лишь только в четырёх спортклубах страны: «Спартаке», «Локомотиве», «Зените» и «Крыльях советов» (Москва, Санкт-Петербург и Самара).

Также в широкое внедрение тифлокомментирования в процесс создания инклюзивной культуры активно включились и музеи. На их базе создаются экскурсии с тифлокоментариями и аудиогиды, воспользоваться которыми может каждый незрячий посетитель. Большой вклад в развитие современного тифлокомментирования в России вносит и благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», благодаря усилиям которого доступными для инвалидов по зрению становится всё больше и больше произведений мирового кинематографа и шедевров драматургии. 

Конечно, очень многое зависит и от увеличения количества подготовленных должным образом тифлокомментаторов, которыми, по словам экспертов, могут стать далеко не все желающие. Для того, чтобы хорошо справиться с задачей словесного описания визуального контента, необходимо обладать такими личными качествами, как внимательность, умение извлекать из увиденного главное, быстро воспринимать и анализировать информацию, чёткая дикция и т.д. К сожалению, официальной профессии тифлокомментатора до сих пор не существует, однако с каждым днём востребованность в ней растёт, что в самом ближайшем будущем, вполне вероятно, выдвинет вопрос о необходимости формирования стандартов соответствующего образовательного модуля на первый план. 

Главным толчком к запуску подобного процесса является мнение самих благодарных незрячих зрителей, отмечающих, что посредством тифлокомментариев они получили возможность полноценного восприятия искусства и глубокого его осмысления с учётом визуального контекста ранее бывшего доступным лишь публике без нарушений зрения. Фактически это означает, что именно тифлокомментирование является важнейшим залогом формирования подлинной инклюзии, полностью устраняющей проблему информационной доступности для слепых и слабовидящих людей.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 06.06.2024
    Какие льготы доступны для инвалидов по зрению в 2024 году?
  • 31.05.2024
    Туризм на ощупь: советы для незрячих путешественников
  • 24.05.2024
    Жить по-новому: как адаптироваться человеку, который недавно потерял зрение
  • 27.04.2022
    Тифлокомментирование в большом спорте
  • 21.05.2021
    Тифлокомментарий и что для него нужно
  • 05.07.2017
    Субтитры и тифлокомментарии при показе российских фильмов