// Потеря зрения
Азбука для слепых: как Гаюи и Брайль подарили незрячим шрифт?

Появление письменности – значимый виток в развитии всего человечества, по своим масштабам сопоставимый с настоящей научной революцией. Однако мало кто из условно здоровых людей знает, что столь колоссальное событие для лиц с серьёзными нарушениями зрения произошло, по меркам истории, относительно недавно, всего два-три века назад, когда усилиями талантливых изобретателей и тифлопедагогов в широкий обиход вошли особые системы письма, символы которых распознавались не глазами, а пальцами рук. Как это произошло и чем обернулось – расскажем в сегодняшнем материале.


Валентин Гаюи и Луи Брайль — главные просветители незрячих людей

Полная потеря зрения в течение многих веков фактически означала бесповоротное вычёркивание человека из привычной реальности без возможности получить сколь-нибудь значимое когнитивное развитие. Мир книг, а следовательно, литературы, науки и искусства оказывался для слепых людей прошлого недоступным, что значительно сужало их кругозор и перспективы личностной самореализации. Было очевидно, что жить в цивилизации без приобщения к письменной культуре практически нереально, а получить даже начальное образование без посторонней помощи в подобной ситуации и вовсе не мыслимо. И, хотя в некоторых странах уже тогда создавались благотворительные приюты для незрячих людей, активной и полноценной жизни инвалиды не могли вести и там. Всё изменилось в 80-х гг. XVIII века, когда известный учёный своего времени, педагог, языковед и королевский переводчик Валентин Гаюи разработал собственную систему обучения слепых детей грамоте, основанную на осязательном восприятии ими рельефных букв. Известно, что талантливый преподаватель пришёл к подобной идее не сразу, а как минимум, после двух интересных случаев, с которыми он столкнулся. Первый, по заверениям историков, произошёл в 1771 году, когда Гаюи стал случайным свидетелем уличного театрального представления актёров, которые после постановки сняли маски, открыв восторженным зрителям свою слепоту (все они были постояльцами местного приюта), а второй приключился уже в 1784-м: после церковной службы учёный подал незрячему мальчику монету и был просто потрясён тем, что тот на ощупь сразу определил её номинал. Ребёнок впоследствии стал первым учеником Гаюи, на примере которого педагог и продемонстрировал научному сообществу эффективность своей методики.

Однако придуманный способ хотя и давал слепым людям возможность читать книги, но оставался крайне затруднительным и дорогостоящим, поскольку напечатать даже одно издание рельефным шрифтом, который значительно увеличивал его объём, было весьма ресурсозатратным делом. И поэтому толчком к настоящей культурной революции для незрячих послужило уже создание другой рельефно-точечной азбуки, основоположником которой стал Луи Брайль.

Эта система письма восходила к разработкам капитана Шарля Барбье, занимавшегося внедрением в военное дело особой разновидности коммуникации с помощью тактильно ощутимых символов, пользоваться которыми можно было бы в условиях отсутствия видимости из-за ночного времени суток или даже задымления окрестностей. Однако из этой системы Луи Брайль взял лишь саму идею передачи букв точками, самостоятельно продумав и составив полноценную азбуку, все знаки которой имели соответствующее точечное обозначение. Главным принципом его разработки стало маленькое шеститочие, в зависимости от количества и комбинации элементов которого стало можно обозначать все знаки обычного, плоскопечатного алфавита. На деле это означало внедрение в практику обучения слепых людей полноценной системы письма, позволявшей значительно увеличить объёмы выпускаемой рельефной литературы, тем самым существенно расширяя их образовательные перспективы. Шрифт Брайля был официально признан лишь спустя два года после смерти его создателя, а впоследствии стал использоваться в качестве международной письменности для слепых всеми цивилизованными странами мира.

Сегодня благодаря применению шрифта Брайля, слепые дети могут полноценно обучаться в школах, читать, писать, усваивать основы грамотной речи, решать математические задачи, играть по нотам музыкальные произведения и многое другое. Особое место в системе современных технических средств реабилитации занимают и брайлевские дисплеи, подключаемые к компьютерам и телефонам и отображающие всё содержимое экранов устройств символами рельефно-точечной азбуки. Без шрифта Брайля уже сложно представить себе жизнь современного незрячего человека, который пользуется им так же, как и зрячие люди — своим плоскопечатным письмом. Освоение этой азбуки, созданной гениальным воспитанником школы Валентина Гаюи, является главным залогом полноценной интеграции слепых людей в культурную жизнь общества. Шрифт Брайля навсегда останется в истории человечества самым важным шагом к включению слепых в мировое информационное пространства, на основании которого его родоначальника можно считать подлинным просветителем инвалидов по зрению. Это же, по сути, относится и к учителю Луи Брайля Валентину Гаюи, стараниями которого образование для слепых детей вышло на новый уровень Благодарные незрячие потомки по всему миру будут всегда бережно хранить память о двух этих выдающихся изобретателях, сделавших бесценные сокровища человеческой мысли для них по-настоящему осязаемыми..