Цифровая доступная среда: как адаптировать текст веб-сайта для людей с нарушением зрения
Веб-сайт часто является первым опытом взаимодействия клиента с компанией или организацией. Часто его называют «входной дверью» компании, и в этом случае цифровая доступность означает, что сайт сможет принять больше посетителей и предоставить им лучший интерфейс. Мы собрали практические шаги, которые помогут понять и внедрить принципы цифровой доступности для незрячих и слабовидящих пользователей.
Руководство по адаптации состоит из нескольких частей: в серии статей мы рассмотрим принципы формирования текста, создания дизайн-материалов, шрифтов и формирования навигации по сайту. В сегодняшнем материале — основные советы по написанию текста и сообщений, поэтому он будет полезен для райтеров, копирайтеров, журналистов.
Почему цифровая доступность важна?
- По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире насчитывается более 2 миллиардов человек с нарушениями зрения.
- Большинство людей с нарушением зрения способны что-то видеть. И только около 7% — тотально слепые.
- Вспомогательные технологии, в том числе экранные лупы и программы чтения с экрана, используются людьми с нарушениями зрения для доступа к цифровой информации, такой как контент веб-сайтов, электронные письма, социальные сети.
- По состоянию на 2022 год, только около 7% слепых или слабовидящих людей читают шрифтом Брайля.
Как слепые и слабовидящие люди читают веб-сайты?
Люди с нарушениями зрения могут получить доступ к информации на своем компьютере разными способами. К ним относятся:
- Программное обеспечение, которое увеличивает размер объектов на экране.
- Программы экранного доступа, которые считывают текст с экрана.
- ПО для создания цифровых говорящих книг в формате DAISY.
- Подключение дисплея Брайля для считывания текста и печати.
Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента
Внедрение инклюзивности и доступности становится все более важным аспектом для бизнеса и частных лиц. В частности, создание цифровой доступной среды включает в себя работу по оптимизации веб-сайтов, электронных писем, блогов, публикаций в социальных сетях и другого диджитал контента. Это облегчает чтение, понимание и навигацию для людей с ограниченными возможностями.
Вот основные принципы, которыми должен обладать текстовой контент:
- Читабельность
Убедитесь, что текст вашего сайта написан четко и короткими предложениями. Краткость позволяет быстро и легко понять смысл. Это принесет пользу людям с дислексией, а также позволит посетителям сайта оперативнее принять решение о целевом действии.
- Терминология
Если вы пишете о конкретном заболевании, изучите соответствующую терминологию. Стоит посоветоваться с экспертами: врачами, педагогами, организациями или с конкретными людьми, которые имеют тот или иной диагноз.
- Выравнивание
Выравнивание текста и другого содержимого по левому краю делает его более доступным для пользователей экранной лупы.
- Таблицы и диаграммы
Избегайте использования таблиц для отображения информации. Иногда в них сложно ориентироваться с помощью программы чтения с экрана (скринридер). Вместо этого попробуйте маркированные списки.
- Стилизация текста
Избегайте курсива, жирного шрифта или подчеркивания. Чаще всего такие форматы трудно читать, и они не всегда доступны пользователям программ чтения с экрана. Например, подчеркивание обычно обозначает ссылку — если таковой нет, это введет в заблуждение человека с нарушением зрения.
- Сокращения
Если вы используете аббревиатуры, помните: не все знают или помнят, что они означают! Всегда пишите полное название и указывайте аббревиатуру в скобках. После этого вы можете использовать аббревиатуру только в остальном тексте материала. Для документа или электронного письма, в котором используется много сокращений, удобнее сформировать глоссарий.
Как оформлять сообщения в соцсетях
Есть несколько ключевых принципов, чтобы сделать публикации более доступными для людей с нарушениями зрения. Некоторые из них вы, возможно, все равно выполняете, даже не осознавая, что это специальные функции для людей с ОВЗ: например, предоставление титров для видео и расшифровок аудиоконтента, тифлокомментирование видео и другое.
Если вы планируете использовать смайлы или эмодзи в тексте, сведите их к минимуму. Их можно поставить, например, в конце поста. Для чего это необходимо? Программы чтения с экрана зачитывают описание смайлика вслух каждый раз, когда он используется. Сообщение, наполненное одним или несколькими эмодзи подряд, может быть неприятным для чтения или вообще не будет прочитано!
Никогда не используйте смайлы для замены целого слова или словосочетания.
Нужны ли хэштеги?
Хэштеги — важная составляющая продвижения не только социальных сетей, но и сайтов, блогов и других форматов. Их можно сделать доступными для людей, использующих программы чтения с экрана: так, чтобы каждое слово читалось независимо, а не набором непонятных букв и слов.
Есть два способа как это сделать:
- В хэштеге из нескольких слов первое слово пишется строчной буквой, а каждое последующее — прописной. Например, #доступнаяСредаДляВсех.
- Все буквы в словах хэштега — прописные. Например, #ТехническиеСредстваРеабилитации.