Инклюзивное образование: вчера и сегодня, за рубежом и в РФ
Многие специалисты утверждают, что при создании системы инклюзивного образования в нашей стране следует опираться на опыт зарубежных психологов и педагогов. В этом есть рациональное зерно, ведь во многих странах инклюзивное образование уже успешно осуществляется на протяжении сорока лет. В РФ еще живут старые стереотипы поведения по отношению к особенным детям. Для их замены требуется время.
Как известно, про такое образование в развитых странах заговорили давно, в 90-х годах 20 века. Но на тот момент это были лишь разговоры. К людям с ограниченными способностями относились предвзято. Общество не хотело принимать детей-инвалидов, они словно существовали в отдельной среде, обучались в специализированных заведениях. Неудивительно, что многие особые детки вырастали отчужденными, агрессивными, ведь для общества они были изгоями.
Поговорим про хронологию развития инклюзивного образования детей инвалидов:
- Начало 19-го века — открытие первого специализированного заведения для детей-инвалидов.
- Конец 19-го века — французский отоларинголог А. Бланше предложил организовать совместное обучение детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
- 1994 год — Всемирная конференция по образованию детей с особыми потребностями (в Испании). На ней сотни представителей разных стран обсуждали концепцию инновационного (инклюзивного) образования.
- 80-90 годы 20-го века — появление первых учреждений в России.
- 1992 год — вступление в силу проекта под названием «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».
- 2008 год — подписание Конвенции ООН «О правах инвалидов».
- 2012 год — принятие Федерального закона.
Таким образом, можем констатировать, что в Российской Федерации основы концепции инклюзивного образования закреплены на законодательном уровне.
Но по сей день инклюзивное образование детей инвалидов остается редким явлением в нашей стране. Хотя в Европе оно давно распространено. Согласно последним исследованиям, концепция такого образования осуществляется успешно в Италии, Швеции, Испании, Дании, Исландии, США, Канаде, Великобритании. К примеру, в Италии уже более 95% особенных детей получают образование в обычных школах.
Перспективы инклюзивного образования
Пока у нововведения — есть и противники, и сторонники. В обществе нужно провести серьезную работу, чтобы люди стали более толерантными.
Мы наблюдаем пассивное внедрение новых технологий. Но цель есть, а значит, хочется верить, и в нашей стране будут созданы все условия. Успех образовательного процесса напрямую зависит от того, насколько тесно будут сотрудничать педагоги, родители, врачи и узкие специалисты.
Не стоит думать, что внедрение программы инновационного образования заставит отказаться от специализированных учреждений коррекционного типа.