// Другие статьи
Инклюзивное образование: вчера и сегодня, за рубежом и в РФ

Многие специалисты утверждают, что при создании системы инклюзивного образования в нашей стране следует опираться на опыт зарубежных психологов и педагогов. В этом есть рациональное зерно, ведь во многих странах инклюзивное образование уже успешно осуществляется на протяжении сорока лет. В РФ еще живут старые стереотипы поведения по отношению к особенным детям. Для их замены требуется время.


Как известно, про такое образование в развитых странах заговорили давно, в 90-х годах 20 века. Но на тот момент это были лишь разговоры. К людям с ограниченными способностями относились предвзято. Общество не хотело принимать детей-инвалидов, они словно существовали в отдельной среде, обучались в специализированных заведениях. Неудивительно, что многие особые детки вырастали отчужденными, агрессивными, ведь для общества они были изгоями.

Поговорим про хронологию развития инклюзивного образования детей инвалидов:

  • Начало 19-го века — открытие первого специализированного заведения для детей-инвалидов.
  • Конец 19-го века — французский отоларинголог А. Бланше предложил организовать совместное обучение детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
  • 1994 год — Всемирная конференция по образованию детей с особыми потребностями (в Испании). На ней сотни представителей разных стран обсуждали концепцию инновационного (инклюзивного) образования.
  • 80-90 годы 20-го века — появление первых учреждений в России.
  • 1992 год — вступление в силу проекта под названием «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья».
  • 2008 год — подписание Конвенции ООН «О правах инвалидов».
  • 2012 год — принятие Федерального закона.

Таким образом, можем констатировать, что в Российской Федерации основы концепции инклюзивного образования закреплены на законодательном уровне.

Но по сей день инклюзивное образование детей инвалидов остается редким явлением в нашей стране. Хотя в Европе оно давно распространено. Согласно последним исследованиям, концепция такого образования осуществляется успешно в Италии, Швеции, Испании, Дании, Исландии, США, Канаде, Великобритании. К примеру, в Италии уже более 95% особенных детей получают образование в обычных школах.

Перспективы инклюзивного образования

Пока у нововведения — есть и противники, и сторонники. В обществе нужно провести серьезную работу, чтобы люди стали более толерантными.

Мы наблюдаем пассивное внедрение новых технологий. Но цель есть, а значит, хочется верить, и в нашей стране будут созданы все условия. Успех образовательного процесса напрямую зависит от того, насколько тесно будут сотрудничать педагоги, родители, врачи и узкие специалисты.

Не стоит думать, что внедрение программы инновационного образования заставит отказаться от специализированных учреждений коррекционного типа.

Товары в нашем каталоге