Трость для слепых: история возникновения
Не секрет, что уже давно самым главным техническим средством реабилитации для незрячих людей считается не смартфон или ПК со специальным программным обеспечением, а её величество белая трость. И это объясняется тем, что именно она до сих пор обеспечивает наиболее безопасное передвижение инвалидов по зрению на улице без сопровождения. С помощью белой трости слепые и слабовидящие люди не только ориентируются на местности, ощупывая дорогу перед собой и обходя все возможные неровности, но и фактически предупреждают окружающих об отсутствии у них визуального восприятия и необходимости особого к себе отношения. Но так ли это было всегда и благодаря кому на свет появилось столь значимое изобретение человечества – рассказываем в сегодняшнем материале.
История происхождения белой трости
Конечно, со слепотой и слабовидением человечество начало сталкиваться едва ли не с самого момента своего появления на земле. Травмы, полученные в результате трудовой деятельности или ведения войн, врождённые заболевания, возрастные изменения — всё это было всегда, побуждая людей как-то приспосабливаться к жизни в условиях инвалидности. Не случайно, даже образ слепого человека — мудрого старца-провидца или молодого певца — присутствует в мировой литературе с древнейших времён. Естественно, существование людей без зрения в ту далёкую эпоху было крайне затруднительным, обрекая их на практически полную зависимость от других, однако попытки передвигаться самостоятельно, разумеется, не могли не предприниматься и тогда. Как отмечают тифлопедагоги, инвалиды по зрению прошлых веков нередко использовали для ориентации в пространстве разнообразные посохи, палки, а иногда и собственные ноги, которыми прямо на ходу старались ощупать дорогу, лежащую перед ними. Конечно, всё это не отличалось должной степенью безопасности и эффективности, не давая им возможности вести самостоятельную активную жизнь. Наиболее острой данная проблема стала после изобретения и широкого распространения различных видов наземного транспорта (поездов и автомобилей), водителям которых жизненно важно было понимать, кто находится на дороге — зрячий или слепой пешеход, выбирая относительно этого и подходящую стратегию перемещения. В Бельгии тогда с опознавательной целью незрячие люди стали брать с собой на улицу красные флажки, а в Германии, Швеции и Дании — жёлтые ленты с чёрными точками. Однако и подобные меры оказывались недостаточно результативными, поскольку все используемые символы были плохо заметны в темноте или при большом скоплении людей и машин.
Ситуация изменилась только в 1921 году, когда ослепшему уже во взрослом возрасте бывшему фотографу из британского города Бристоль Джэймсу Биггсу пришла в голову мысль выкрасить свою трость в белый цвет, что сделало бы её видимой издалека. Жизнь самого молодого человека, интерес к которой он начал терять после инвалидизации, изменила его беседа с одним из слепых ветеранов I мировой войны, настоятельно посоветовавшим ему учиться передвигаться по городу без посторонней помощи. Эти-то прогулки с обычной палкой и побудили Джэймса задуматься над повышением безопасности такого передвижения. И идея оказалась поистине революционной. Водители и зрячие прохожие, действительно, начали замечать белую трость и понимать, что рядом с ними находится слепой человек, которому нужно уступить дорогу или даже помочь. Вскоре придуманная Биггсом практика стала набирать обороты, и уже через десять лет к обеспечению слепых людей аналогичными тростями перешёл Британский Королевский национальный институт для слепых.
В 1931 г. Веяние было подхвачено во Франции, где на торжественных мероприятиях с участием членов кабинета министров парижская аристократка Гвилли д’ Ербемон подарила белые трости первому президенту общества ослепших ветеранов и представителю гражданских незрячих.
Так, постепенно данное приспособление и стало символом отсутствия зрения, из которого уже после II мировой войны она превратилась ещё и в весьма ценный инструмент ориентации на местности. Этой своей ипостасью белая трость была обязана уже американскому доктору-реабилитологу Ричарду Гуверу, во многочисленных исследованиях доказавшему, что с помощью сигнальной палки можно получать достоверное представление об окружающих объектах и особенностях маршрута перемещения между ними. В 1969 г. решением Международной федерации слепых 15 октября было объявлено Днём белой трости. Это распоряжение, в свою очередь, уже в 1984 г. Подтвердил и Всемирный союз слепых, выросший из объединения предыдущей организации с Всемирным советом благосостояния слепых. К отмечанию этого дня присоединился и Советский Союз, что произошло через три года, в 1987 г. С тех самых пор уже Всероссийское общество слепых ежегодно проводит дни, декады и месяцы белой трости, в которые реализуются различные тематические мероприятия по популяризации активного образа жизни среди незрячих людей и повышению степени их владения навыками самостоятельного передвижения.
Сегодня белая трость — это достаточно современное техническое средство реабилитации, охватывающее различные по структурным и функциональным признакам разновидности, позволяющие удовлетворить потребности пользователя любого возраста. Так, к числу основных параметров дифференциации традиционно относится материал изготовления, тип конструкции и её прямое предназначение. По первому критерию различают трости алюминиевые, графитовые, композитные и стеклопластиковые. Здесь важно помнить, что если алюминий отличается лёгкостью и одновременной гибкостью, то графит и особенно композит с присущей им прочностью уже гораздо больше подходят для ориентационных аналогов, тогда как стеклопластик оказывается идеальным для создания чисто сигнальных тростей. По второму признаку данные ТСР делятся на цельные и складные. Первые представляют собой единые, монолитные конструкции, а вторые, благодаря протянутой внутри резинке, без труда могут быть сложены в пять или даже семь раз, что позволяет комфортно разместить их в рюкзаке или дамской сумочке. Особое место среди складных тростей занимают также телескопические, звенья которых соединены между собой выдвижным механизмом, обеспечивающим возможность постоянного регулирования нужной длины, что особенно актуально для педагогов, обучающих детей первым навыкам ориентации.
И, наконец, по третьему критерию белые трости делятся на собственно ориентационные, которые должны обладать высокой прочностью и жёсткостью, и сигнальные, используемые не слепыми, а слабовидящими людьми лишь для того, чтобы предупредить окружающих о своём нарушении зрения. Последние могут быть лёгкими и тонкими с маленькими карандашевидными наконечниками, не предполагающими интенсивное ощупывание дорожного покрытия.
В последние годы также начали появляться дополнительные электронные устройства с встроенными навигаторами и голосовым сопровождением, которые крепятся на трость и делают ориентирование ещё более эффективным. Однако практически все они ещё находятся на стадии разработки, давая незрячим людям уверенную надежду на повышение комфорта передвижения уже в обозримом будущем.
Сейчас же для того, чтобы вслепую начать выходить из дома без посторонней помощи, достаточно взять в руки обычную белую трость, научиться основным техникам её использования и приступить к регулярной практике. Ведь только упорные тренировки способны помочь отточить мастерство в любом деле, подарив человеку уверенность в своих собственных силах, которая при отсутствии зрения оказывается главным залогом полноценной интеграции в общество.
Смелее осваивайте основы безопасного самостоятельного передвижения за пределами дома — и ваша жизнь обязательно станет более яркой и интересной.
С Днём белой трости!
