// Дети с особенностями развития
Влияние слепоты на общее развитие ребенка

Рождение слепого или слабовидящего ребенка ─ настоящая трагедия для семьи. Когда у новорожденного обнаруживают столь тяжелый физический дефект, сердца родителей наполняются тревогой, волнениями, переживаниями. Кто-то впадает в депрессию, а кто-то начинает активно искать ответы на разные вопросы, в том числе и на вопрос: как слепота влияет на общее развитие малыша.


Известно, что до 2-3 месяцев ребенок с серьезными нарушениями зрения практически не отличается от других детей ни по своему поведению, ни по характеру реакций.

После же трех месяцев проявляются заметные особенности патологии. Слабовидящие/слепые малыши начинают отставать от своих сверстников:

  • Они позже осваивают навыки подвижности (перевороты на спину и живот, ползание, самостоятельную ходьбу).
  • Им действительно сложно овладевать предметными действиями.
  • Их мышление, память, воображение развиваются медленно.

Кроме этого, настроение у особенных детей часто пониженное, они словно погружены сами в себя. У многих наблюдается тенденция к замкнутости. Поэтому они крайне тяжело идут на контакт с другими детьми.

Таким образом, можно констатировать, что снижение зрительных функций оказывает влияние как на физическое, так и на психическое и, конечно, на эмоциональное развитие.

Особенности развития слепых детей: неравномерности, отклонения

Важным фактором для развития ребенка является то, когда «случился» зрительный дефект. В случае раннего наступления слепоты заметны наибольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

Если ребенок рождается слепым, у него нет запаса жизненно важных зрительных представлений, ему особенно сложно удерживать тело в вертикальном положении, он боится окружающего пространства, боится взаимодействовать с новыми игрушками. Все это и является причиной задержки в развитии. Ориентировочно после 2-ух лет особенные детки начинают выполнять хоть какие-то манипуляции с предметами. Из-за недоразвитости пространственной ориентации развивается мышечная гипотония, тормозится формирование тела, возникают сложности с формированием правильной осанки и походки. У слепых детей эмоциональная сфера недоразвита из-за ограничений в восприятии мимики, жестов и прочих выразительных средств. Игры таким малышам кажутся однообразными, что объясняется недостаточным развитием моторики (предметной).

Когда же дети теряют зрение по ряду причин уже в более старшем возрасте, их развитие складывается совершенно иначе. Наличие опыта, так называемых зрительных впечатлений значительно облегчает образование представлений, способствует развитию предметной деятельности. В целом психическое развитие зависит от самого ребенка. Речь идет о его эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных особенностях. Важная роль отводится и своевременному началу специального обучения.

В условиях проведения коррекционно-воспитательных мероприятий у особенных детей сохраняется возможность полноценно развиваться как психически, так и на физическом уровне. Память, воображение, внимание, мышление, речь и иные формы познавательной деятельности развиваются на основе двигательного, слухового, кожного анализаторов.

Резюмируем: вне сомнений, слепота оказывает серьезное влияние на общее развитие ребенка. Очень важно сразу (после выявления болезни) начать пользоваться профессиональной помощью, тогда процесс адаптации и реабилитации слабовидящих/слепых детей проходит наиболее эффективно. Главное ─ выбрать специалистов, которые не только обладают нужной квалификацией, но и вызывают доверие у родителей.