Сенсомоторная коррекция детей с аутизмом
К сожалению, диагноз «расстройства аутистического спектра» предполагает не только целый комплекс ментально-психических особенностей, но и существенные изменения в активности организма, отражающиеся на его координации в пространстве, взаимодействии с предметами и т.д. Практически у каждого ребёнка с аутизмом наблюдаются серьёзные сенсомоторные нарушения, которые лучше всего поддаются коррекции именно в первые годы жизни. В основу методики, применяемой с этой целью, легла теория уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Её основным положением выступает тезис о том, что вся деятельность человека является целенаправленной и многоуровневой, что предполагает включение в неё соответствующих нейромышечных центров. Информация, поступающая в наш мозг по аферентным нервным путям, после её анализа возвращается с конкретным руководством к действию уже по эферентным путям к релевантной группе мышц, которые должны быть приспособлены к чёткой самостоятельной, дифференцированной работе. Нарушение в функционировании хотя бы одного из звеньев этой цепи приводит к формированию неправильного стереотипа движений, существенно ограничивающего возможности индивида. Для устранения подобных проблем и была разработана методика сенсомоторной коррекции, базирующаяся на точной диагностике и определении «поломанного» механизма нейромышечного взаимодействия и реализации эффективного алгоритма его восстановления. В наиболее общем виде главными задачами данной методики является развитие всех возможных для конкретного человека способов восприятия и формирование на их основе правильного стереотипа движений. Для их последовательного решения после проведённого анализа выстраивается целый комплекс индивидуальных или групповых занятий с обладателями указанной нозологии, на которых путём вовлечения их в интересное обучение и выполнении соответствующих упражнений происходит выработка и тренировка всех жизненно важных навыков.
В частности, различные виды сенсорного восприятия у детей с аутизмом совершенствуются при использовании для этого специальных игровых комплексов, которые направлены на активизацию зрительной\, слуховой и осязательной систем организма. Световые, звуковые и вибрационные эффекты, которыми оснащены подобные игрушки, способствуют концентрации внимания на осуществлении конкретного действия, увеличению сосредоточенности, формированию согласованных движений рук и глаз, а также гармонизации общего эмоционального фона ребёнка. Так, специальный набор для повышения сенсорного восприятия у детей включает в себя целую совокупность предметов, способных успешно справляться со всеми указанными выше задачами. Утяжелённая подушка, наполненная гранулами первичного полипропилена, хорошо подходит для создания удобного положения при необходимости длительного пребывания на уроках или в транспорте. Вибрирующая массажная щётка легко поможет нормализовать мышечный тонус с возможностью регулирования скорости и интенсивности воздействия. Потренировать нужные умения позволит и входящий в набор центр для развития сенсомоторных навыков, представляющий собой пластиковое основание с 8 ячейками, куда крепятся изготовленные из различных материалов пластины с совершенно разнообразными фактурами — от твёрдой — до тканевой. Совершенствованию логического мышления будет способствовать взаимодействие с тактильными пазлами, прекрасно различаемыми на ощупь и снабжёнными специальными метками. Конечно, это далеко не все составляющие чудо-набора, и его конкретное содержимое лучше всего уточнять при непосредственном приобретении у сотрудников интернет-магазинов реабилитационной продукции.
Центров для развития сенсомоторных навыков сегодня существует довольно много, все они в той или иной степени направлены на улучшение работы зрительного, слухового и тактильного анализаторов через повышение интереса ребёнка к демонстрируемым ему предметам. Яркий цветовой дизайн и многофункциональность входящих в них игрушек надолго завладевают вниманием малыша, приводя к его успокоению и вовлечению в полезные виды деятельности. Совершенствованию хватательных рефлексов и причинно-следственных связей, помимо перечисленных выше вариантов, способствует и сенсомоторная труба, представляющая собой уникальное устройство, не только меняющее форму, но и загорающееся разноцветными огоньками, а также воспроизводящее волшебную мелодию. Использование этих и других игрушек в выполнении различных упражнений позволяет ребёнку стать более уверенным в своих движениях, открытым к миру и склонным к установлению контактов с окружающими людьми.
Подобрать нужный алгоритм сенсомоторной коррекции необходимо с помощью педагогов реабилитационных учреждений для того, чтобы как можно раньше начать воплощать его в жизнь, значительно расширив возможности малыша и подарив ему шанс на полноценное активное будущее. Проведя диагностику состояния ребёнка, они смогут сформировать нужный комплекс упражнений и техник, наиболее эффективных в данном случае, и подскажут, какие специальные игрушки лучше всего для этого подойдут. Ежедневные занятия по подобранному таким образом курсу за достаточно короткий промежуток времени выведут развитие малыша на качественно новый уровень, что позволит установить контроль над имеющимися нарушениями и умело корректировать их в дальнейшем.