// Дети с особенностями развития
Реабилитация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

В современной дефектологии учёные продолжают быть единогласными в том, что тяжёлые множественные нарушения развития до сих пор остаются одним из самых сложных и многогранных диагнозов, который неизбежно предопределяет весь последующий процесс взросления и социализации ребёнка. Во многом это обусловлено тем, что сам термин ТМНР охватывает широкий круг состояний, предполагающих наличие комплексных ограничений по здоровью, значительно меняющих жизнедеятельность страдающих ими маленьких пациентов. Так, зачастую принадлежность ребёнка к данной нозологической категории проявляется в том, что наряду с задержками умственного развития у него также наблюдаются такие симптомы, как отсутствие речи и жестикуляции, различные нарушения поведенческого характера, нежелание идти на контакт с внешним миром и т.д. Сюда же фактически относятся и различные формы расстройств аутистического спектра, что делает общую картину ещё более сложной и неоднородной. Именно поэтому реабилитация детей с ТМНР носит весьма долгосрочный и комплексный характер, сочетая в себе совершенно различные стратегии преодоления имеющихся ограничений. Так, её главными принципами, по мнению большинства специалистов, являются следующие:

Индивидуально-личностный подход

Чтобы определить, по какому сценарию должно осуществляться развитие конкретного ребёнка, необходимо чётко и глубоко проанализировать все диагностированные у него нарушения, выстроив на их основе программу мероприятий, способных помочь именно ему. Иначе говоря, педагог-дефектолог должен подобрать ключ к коррекции целой совокупности когнитивно-моторных ограничений учащегося, делая акцент на возможных способах взаимодействия с ним и развивая у него те навыки, которые сформированы хуже всего.

Выбор комфортного для особого ребёнка темпа обучения

Очевидно, что дети с ТМНР не могут усваивать знания в том же режиме, что и их условно здоровые сверстники. Даже на коллективных занятиях преподаватель должен будет объяснять изучаемый материал каждому учащемуся с данным диагнозом индивидуально, что в свою очередь замедляет образовательный процесс. Поэтому для повышения качества овладения знаниями сам механизм их получения следует строить так, чтобы каждый участник взаимодействия чувствовал себя принятым и понятым, шаг за шагом расширяя свой когнитивный опыт.

Актуализация в процессе занятий интерактивных форм взаимодействия, таких как подвижные игры, упражнения, соревнования и т.д.

Педагогу, занимающемуся с детьми с ТМНР, следует применять в своей практике методы наглядного объяснения материала, сочетающие в себе словесные описания с демонстрацией соответствующих предметов, а затем в увлекательной форме завладевать вниманием учеников, формируя у них механизм предоставления обратной связи. Обучение для таких детей должно иметь динамический характер, побуждая их к усвоению стереотипа нормальных поведенческих реакций и «включению» их в ежедневное общение.

Использование современных технологий

Значительную помощь в реабилитации детей с ТМНР могут оказать существующие сегодня технические средства. Применение в школах и развивающих центрах различных артезов, сенсорных систем, тренажёров и коммуникаторов уже давно продемонстрировало, что предоставляемые ими механизмы взаимодействия позволяют установить контакт с особенными детьми, наладить обратную связь и даже нормализовать их эмоциональное состояние. Важную роль в этом процессе играет и виртуальная реальность, с помощью которой учащиеся могут на определённое время погрузиться в интересный безбарьерный мир, дарящий им новые способы восприятия окружающих предметов и самоидентификации.

На основе всех этих постулатов реабилитологами составляются конкретные маршруты развития детей с ТМНР, последовательное освоение которых нередко приводит к выравниванию темпов интеллектуального взросления, открывая перед ними двери в полноценное будущее. Так, регулярные занятия мелкой моторикой посредством рисования, собирания конструкторов и иных форм расширения сенсорного опыта, оборачивается улучшением согласованных движений глаз и рук и даже повышением речевой активности. Выполнение различных задач с помощью оставленных сообщений в виде картинок или голосовых заметок на коммуникаторах способствует формированию более открытого отношения к миру и желания общаться с другими людьми. Конечно, в скорости достижения результата всё будет зависеть от степени выраженности диагноза и времени старта реабилитационных мероприятий, но, как утверждают эксперты, выявленные на ранних стадиях ТМНР в большинстве случаев могут быть значительно скорректированы, естественно, если начать этим заниматься как можно раньше.

Вполне однозначно можно сказать одно: даже множественные тяжёлые нарушения развития сейчас уже не являются приговором, означающим непреодолимую интеллектуальную неполноценность ребёнка. За этой формулировкой на практике скрывается необходимость реализации особых сценариев обучения, которое, весьма вероятно, принесёт достойные плоды.