Развивающие игры и игрушки для детей с аутизмом
Игра — значимый элемент развития любого ребёнка. Именно в ней формируются первичные социальные навыки, усваиваются нравственные ориентиры и моральные принципы. Дети получают представление о культуре поведения и необходимости доброжелательного отношения к другим. Однако ещё более важное значение игра приобретает для малышей с ОВЗ, а особенно — с расстройствами аутистического спектра. Дети с аутизмом, испытывающие существенные затруднения при любом взаимодействии с близкими и посторонними людьми, нуждаются в создании благоприятных условий для психологической адаптации к коммуникативному процессу, чему существенно способствуют разнообразные формы интерактивного времяпрепровождения. Это приводит к тому, что для таких ребят игра становится важнейшим средством реабилитации, помогая ощутимо сократить задержку психического развития и сформировать эффективные способы межличностного обмена информацией, наладив тем самым механизмы общения.
Как отмечают специалисты, игровой процесс для детей с РАС должен быть основан на взаимодействии с интересными предметами, которые помогут им справиться с проблемами сенсорного восприятия, идентификации предметов и информирования окружающих о своих желаниях и потребностях. Причём лучше всего указанные задачи могут решить специальные игрушки, учитывающие наиболее часто встречающиеся особенности маленьких пациентов с диагнозом «аутизм» и, благодаря данным свойствам, приходящиеся по вкусу практически каждому малышу с РАС.
Так, справиться с целым комплексом когнитивно-психологических нарушений, обнаруживающихся у обладателей названной нозологии, может специальный набор для развития детей с аутизмом, состоящий из 11 предметов. Его уникальность заключается в том, что он включает в себя сразу несколько лёгких в управлении коммуникаторов и тренажёров, способствующих развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти, речи и творческого мышления. К примеру, с помощью обучающего коммуникатора со съёмными символами с ребёнком можно установить контакт посредством смены семи информативно значимых картинок и записи семи голосовых сообщений общей продолжительностью до 1 минуты каждое. Выработке умения правильно идентифицировать графические элементы, комбинируя их в нужном порядке, поможет игра «крестики-нолики», в которой после каждого выигрыша загораются разноцветные огоньки и играет приятная мелодия. Развитию хватательных рефлексов и мелкой моторики будет способствовать специальная сенсомоторная труба, которая обладает свойством не только гнуться во все стороны, но ещё и воспроизводить разные звуковые эффекты, сопровождаемые интересными световыми сигналами. Тренировку вестибулярного аппарата и тактильных навыков сумеют осуществить несколько входящих в набор различных подушек с механизмом вибрации и особой текстурой наполнителя в виде гранул. Благодаря им, малыш одновременно получит интересные ощущения от прикосновения к мягким предметам и даже сможет удобно провести нужное количество минут (на уроке или в транспорте) в одном положении, зафиксировав своё тело в комфортной позе. Всё это позволит не только увлечь ребёнка на определённое время, но и сделать его досуг по-настоящему полезным и осмысленным.
Стимулировать развитие координации и формирование правильных двигательных стереотипов может ещё одна интересная игрушка — набор тактильных мячиков. Удивительный комплект включает 18 предметов и приятный на ощупь мешочек для их хранения и транспортировки. Каждый мячик имеет свою особую форму, цвет и размер. Благодаря тому, что на поверхности многих из них располагаются специальные мягкие шипы и выпуклости, использовать игрушки можно и в качестве массажёров. Практически сразу набор завладевает вниманием ребёнка, вызывая у него позитивные эмоции, которые становятся хорошим подспорьем в процессе тренировки в ходе игры жизненно важных навыков, облегчая суть обучения для родителей и педагогов.
Незаменимым средством для развития ребёнка с аутизмом в увлекательной игровой форме является игра «Центр для развития сенсомоторных навыков». Эта полезная забава представляет собой целый комплект функционально взаимосвязанных предметов различной цветовой и тактильной фактуры. 8 пластин на липучке крепятся на пластиковое основание с 8 ячейками, давая ребёнку возможность получить богатый и многообразный опыт от взаимодействия с удивительными предметами. Благодаря тому, что элементы игры выполнены из искусственной кожи, меха, ворсистой ткани и т.д., у малышей формируются представления о текстуре различных материалов и вырабатываются навыки их идентификации. Возможность создавать с пластинами уникальные комбинации позволяет преподавателю давать маленьким ученикам задания, связанные с группировкой предметов по цвету, типу поверхности и т.п. Это же, в свою очередь, способствует гармонизации сенсорного восприятия и развитию мелкой моторики у детей с РАС, делая их эмоциональный фон более стабильным и благоприятным для личностного становления.
Улучшению зрительного, слухового и сенсорного восприятия будут также содействовать и занятия, включающие игру с тренажёром-балансиром «Вибрирующее зеркало». Данное устройство представляет собой электронный прибор, оснащённый ручками, акриловым зеркалом с расположенными по кругу лампочками и встроенным механизмом вибрации. Суть его работы состоит в том, что как только чудо-приспособление берётся в руки, человек начинает видеть своё отражение, которое подсвечивается разноцветными огоньками, а само зеркало вибрирует, приковывая к себе ещё больше внимания. Игры с этим устройством не только повышают концентрацию внимания на выполнении одного и того же действия, но и позволяют работать над правильной артикуляцией, совершенствуя речь. Таким образом, вибрирующее зеркало является хорошим средством реабилитации как в домашних условиях, так и в специализированных учреждениях.
Внимание, память, воображение и желание общаться с другими людьми у детей с аутизмом может значительно улучшить и весёлое времяпрепровождение с забавной многофункциональной игрушкой «Кролик». Зверёк выглядит буквально как живой, благодаря тому, что он покрыт искусственным мехом, а посредством встроенного электронного механизма способен прыгать и издавать характерные звуки. Увидев маленькое пушистое «животное», ребёнок сразу же начинает за ним следить, а затем и тактильно взаимодействовать, впуская в этот процесс и родителя или педагога. Оснащён кролик и дополнительным портом для соединения с помощью специального кабеля с другими интерактивными системами производства «Исток-Аудио», что позволяет использовать его не только как самостоятельную игрушку, но и как вспомогательный элемент для других более крупных игровых устройств, значительно расширяя его функциональные возможности.
Одновременно справиться сразу с несколькими задачами когнитивно-психологической реабилитации малышей с РАС поможет и «Набор для повышения сенсорного восприятия у детей». В комплект в основном входят такие многофункциональные игрушки, как сенсомоторная труба, тренажёр «Твисти», тактильные пазлы, утяжелённая подушка, массажная щётка и т.д. Взаимодействие с предметами, отличающимися по цвету, виду поверхности и форме, а также возможность их комбинировать, существенно улучшают зрительное и тактильное восприятие, стимулируя и развитие памяти и логического мышления. Входящие в набор коммуникаторы помогают налаживать механизмы обмена сообщениями с ребёнком, которые могут быть как голосовыми, так и предметно-символьными (с помощью картинок).
Конечно, многообразие игрушек, с которыми можно взаимодействовать детям с РАС, далеко не исчерпывается перечисленными, и, по сути, если малышу понравилась какая-то даже самая обычная игра, ему следует постараться обеспечить к ней доступ. У каждого ребёнка есть свои индивидуальные предпочтения, и они обязательно должны учитываться при подборе для него полезных забав. Однако поскольку для детей с аутизмом особенно важно, чтобы их досуг был наполнен активностями, в ходе которых максимально эффективно велась бы работа над устранением имеющихся ментальных нарушений, включение в него специальных игрушек является гарантированным залогом планомерного развития. Составив для малыша индивидуальный сценарий реабилитации и посоветовавшись со специалистами, родителям, несомненно, стоит приобрести многофункциональные полезные игры, уже после нескольких дней регулярного взаимодействия с которыми кроха сможет продемонстрировать усвоенные навыки, радуя близких своей сосредоточенностью, любознательностью и желанием идти на контакт.