// Дети с особенностями развития
Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ

Визуальное восприятие предметов окружающего мира играет важную роль в психоэмоциональном развитии ребёнка. Безусловно, это связано, прежде всего, с тем, что более 90% информации о реальности человек получает именно с помощью зрения. Фактически данная сенсорная система позволяет нам приобретать полноценное представление о вещах и их свойствах, а также предметно-логических связях, существующих между ними. Любые нарушения в функционировании этого канала  связи с окружающим нас пространством приводит к тому, что развитие замедляется, а сам перцептивный опыт становится бедным и недостоверным. Вот почему для детей с полной или частичной утратой зрения особую актуальность приобретает работа по совершенствованию их зрительного восприятия, для осуществления которой необходимо максимально задействовать сохранные механизмы.


Так, по мнению тифлопедагогов и реабилитологов, к числу наиболее эффективных практик в данной области можно отнести следующие:

  • Дидактические игры. Этот вид тренировок основывается на подробном разборе изображений различных предметов и животных, элементы которых могут быть частично скрыты, закрашены, наложены друг на друга или вовсе не дорисованы. Главной задачей особых учеников становится восстановление целостной картинки, что может быть осуществлено с помощью различных операций, предопределяемых спецификой самого материала. В результате выполнения подобных действий дети учатся лучше анализировать видимые объекты, выстраивать в воображении их целостные образы и т.д. Это способствует развитию у них предметно-логического мышления и общей координации.

  • Сенсорные эталоны. Эта методика опирается на формирование у ребёнка систематизированного сенсорного опыта, совмещающего в себе зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Ученикам сначала рассказывается о том, как выглядит, называется и используется тот или иной предмет, что предполагает его детальную характеристику по величине, цвету, форме и другим дифференциальным признакам. Затем им демонстрируется сама соответствующая вещь или её изображение, а после уже иная, более размытая картинка, отражающая лишь общий контур объекта, основываясь на которой нужно правильно угадать сам прототип. Выполнение подобных заданий улучшает память, воображение, логику и самое главное — визуализацию в целом.

  • Занятия различными видами декоративно-прикладного творчества. Ни для кого не секрет, что ничто так не развивает соответствующие навыки, как интересное увлечение. Именно этот механизм включается при развитии зрительного восприятия путём приобщения детей к креативным активностям. Весёлое выполнение коллективных заданий на создание композиций из цветного пластилина, контрастных пазлов, разноцветных деталей конструктора и т.д. способно не только сделать досуг более насыщенным и ярким, но и послужить мощным стимулом для улучшения визуальной функции и мелкой моторики. Достижению этого поможет и рисование, которое из простого хобби в будущем и вовсе может превратиться в главную составляющую возможной профессиональной деятельности.

  • Специальные игрушки. Ещё одним средством развития визуального восприятия является взаимодействие с особыми игровыми системами. Сегодня в магазинах реабилитационной индустрии легко можно найти специальные игрушки, использование которых может помочь слабовидящим детям улучшить имеющиеся у них зрительные возможности. Сюда, в частности, следует отнести сенсорные пазлы, наборы разноцветных мячей, светомузыкальные карусели, сенсомоторные трубы и многое другое. Сочетание зрительных, звуковых и тактильных эффектов способствует тому, что подобные забавы сразу же поглощают всё внимание малыша, делая процесс тренировок для него по-настоящему увлекательным и радостным. Подобрать игрушки, наиболее эффективные для реабилитации обладателей той или иной нозологии могут как представители коррекционных образовательных учреждений, так и менеджеры специализированных торговых точек. Для этого просто понадобится обратиться к ним за соответствующе консультацией, подробно рассказав о специфике нарушений, диагностированных у ребёнка.

Конечно, в реализации всех перечисленных методов крайне важную роль играет системный подход и регулярное применение. Занятия с соответствующими средствами и приёмами должны проходить ежедневно и доставлять особенному ребёнку положительные эмоции. При невозможности посещать их в образовательных учреждениях, естественно, целесообразно начать проводить подобные тренировки дома. Составить же конкретную программу их реализации лучше всего с помощью специалистов, которые непременно помогут правильно расставить приоритеты и обзавестись нужным инвентарём. Главное — начать заниматься зрительным развитием малыша как можно раньше, поскольку именно в детском возрасте компенсаторные механизмы работают лучше всего, а значит, шансы провести реабилитацию успешно — гораздо выше. Именно знания и умения, приобретённые в детстве, становятся главным фундаментом, на который будет основываться всё дальнейшее становление личности, способное стать полноценным только при гармоничном включении всех сенсорных модулей.


Читайте также:
Все статьи
  • 15.04.2025
    Электронный сертификат ТСР: как оформить?
  • 08.04.2025
    Как воспринимают мир люди, незрячие с рождения?
  • 01.04.2025
    Реабилитация детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
  • 25.03.2025
    Как выбрать видеоувеличитель?