// Дети с особенностями развития
Развитие слухового восприятия и речи незрячего ребёнка

У детей, родившихся со значительными нарушениями зрения, а иногда и полным его отсутствием, уже с первых дней жизни происходит перераспределение информационной нагрузки на сохранные анализаторы, что должно обеспечить полноценное психическое и интеллектуальное развитие. Как сделать этот процесс более интенсивным и на что следует обратить особое внимание – рассказываем в сегодняшнем материале.


Слышать и понимать

При полной потере зрения основными механизмами восприятия мира становятся тактильный и слуховой. И если действие первого ограничено поначалу совсем небольшой зоной доступности (пространством, где можно потрогать что-то рукой), то второй оказывается более широким и эффективным. Слух начинает выполнять ключевую роль в освоении мира и приобретении достоверных представлений о нём.

Развитие акустического восприятия у незрячего ребёнка протекает вполне аналогично тому, как данный процесс осуществляется у его условно здоровых сверстников. Главное различие состоит лишь в том, что на слуховой анализатор у слепого малыша, помимо его основной функции, ложится ещё и компенсаторная, что придаёт ему особую значимость.

Так, уже в первые месяцы жизни у незрячего ребёнка развивается острый фонематический слух, позволяющий ему более тонко дифференцировать звуки и звуковые сочетания. Хотя слов и предложений малыш ещё не понимает, эмоционально-интонационную окраску речи взрослого человека он улавливает мгновенно, иногда даже запоминая ситуации, для которых её проявления были характерны. К полутора годам ребёнок уже сам может произносить отдельные звуки и даже использовать их для обозначения элементарных действий.

Взрослым очень важно понимать, что их речь для незрячего младенца является не просто фоновым сопровождением повседневных ситуаций, а главным источником познания окружающего пространства, и, для того чтобы он развивался полноценно, сопровождать выполнение каждой, пусть и простейшей бытовой задачи соответствующим голосовым описанием нужно как можно чаще. Малыш должен привыкнуть к тому, что близкие рассказывают ему, как выглядят предметы и для чего они используются. Только будучи вовлечённым в активное речевое взаимодействие, ребёнок сможет сам начать использовать речь как средство формирования представлений об окружающем мире, что позволит ему уже к двум годам выражать словами свои самые простые потребности, а впоследствии получить высокое умственное развитие.

Практические советы

Для того чтобы слуховое восприятие незрячего малыша становилось всё более дифференцированным, родителям буквально с первых недель его жизни следует начать читать ему детские стишки, считалки, сказки, петь песенки, давать играть со звуковыми игрушками. Если имеющий зрение малыш будет реагировать, прежде всего, на цвет, размер и другие визуальные параметры предметов, то слепой новорожденный способен обратить внимание лишь на звон, стук, мелодию и т.д. Поэтому жужжащие, звенящие и поющие погремушки будут как нельзя кстати.

Помните, что основы интеллектуально-психической деятельности человека закладываются в самом раннем возрасте, а потому наиболее эффективным способом развития для незрячего малыша станет чёткая, интонационно-окрашенная речь любящего взрослого человека, способная пробудить положительные эмоции и интерес к этому огромному, но ещё совсем незнакомому внешнему миру.