Развитие речи ребёнка с ОВЗ
Ограничения по здоровью, появившиеся в детском возрасте, неизбежно приводят к нарушениям в освоении необходимых навыков и умений, а также в формировании представлений о самом окружающем мире. Связь с физической реальностью у детей с инвалидностью деформируется, что обуславливается либо отсутствием информации о ней в должном объёме (например, у слабовидящих или слабослышащих малышей), либо невозможностью её полной переработки (у ребят с умственным отставанием). В любом случае у ребёнка возникают задержки речевого и двигательного развития, которые очень важно вовремя скорректировать.
Главным способом подобной коррекции являются занятия с логопедом-дефектологом, который должен проанализировать состояние здоровья конкретного малыша и специфику его заболевания, на основе чего уже будет выстроен релевантный алгоритм обучения. Чаще всего в рассматриваемых ситуациях педагоги сосредотачиваются на решении следующих задач:
- Улучшение произношения ребёнком вызывающих у него затруднения звуков и звуковых сочетаний;
- Повышение качества осмысления им лексико-грамматических форм языка;
- Углубление достоверных представлений о причинно-следственных связях между предметами и их названиями;
- Формирование правильных стереотипов движений и общее физическое развитие;
- Стимулирование мелкой моторики и логического мышления.
Для того, чтобы все перечисленные позиции были реализованы на практике, преподавателями составляется целый комплекс конкретных упражнений и техник, которые необходимо будет применять на протяжении определённого времени, причём не только в детском саду или школе, но и дома. Так, весьма эффективным могут оказаться заучивание и повторение специальных скороговорок, весёлых, коротких стихотворений и другие орфоэпические тренировки. Как подчёркивают многие дефектологи, хороший результат демонстрируют и мнемотехники, основанные на использовании текстов, ключевые слова которых иллюстрируются яркими картинками. Ребёнок быстро запоминает интересные изображения и соотносит с ними соответствующие названия. Благодаря этому, сравнительно легко дети с ОВЗ могут достаточно быстро выучить стихотворение или считалку.
Огромную роль в преодолении недоразвития речи играют и техники ручного труда. Факт прямой и непосредственной связи мелкой моторики с речевой активностью человека уже давно не подвергается сомнению в науке, а потому значимость её улучшения является абсолютно бесспорной. С этой целью могут быть использованы такие хобби, как лепка из пластилина и глины, создание фигур из бумаги, рисование карандашами, красками, песком и т.д. Хорошие результаты имеет и применение массажа рук и особенно кистей с проработкой каждого пальчика. Основам самомассажа детей можно научить и посредством тактильного прикосновения к предметам различных фактур (твёрдых, ребристых, гранёных и т.п.).
Устранить нарушения речи способны помочь и особые технические средства, одобренные сообществом специалистов в области дефектологии и коррекционной педагогики. Так, достаточно хорошо, по результатам исследований, успел зарекомендовать себя многофункциональный коммуникатор для чтения, позволяющий создавать и записывать в звуковом формате различные сообщения. Максимальная длительность каждого из них составляет 60 секунд. Устройство снабжено шестью кнопками, на каждую из которых могут быть многократно записаны сообщения, сохраняемые в режиме четырёх уровней. Специальная клавиша помогает перемещаться между уровнями, что увеличивает число одновременно находящихся в памяти гаджета голосовых заметок до 32. Кроме того, на корпусе устройства располагается специальный держатель для книг, что делает возможным чтение необходимого материала либо самостоятельно, либо на занятии с педагогом. Для предотвращения скольжения по столу прибор оснащён четырьмя силиконовыми подножками. Работает он от трёх батареек типа АА, что делает его максимально мобильным и автономным.
Достаточно широко на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, применяются и полностью тактильные коммуникаторы, особенно удобные для обучения малышей с ограничениями по зрению. Эти устройства имеют вращающийся корпус, на котором располагается семь прекрасно различимых на ощупь и по цвету кнопок. На каждую из них есть возможность записать целых семь звуковых сообщений, максимальная длина каждого из которых составляет полторы минуты. Устройство может работать и от сети переменного тока, что придаёт его использованию большее многообразие. Занятия с подобным оборудованием способствуют развитию у ребёнка зрительного, тактильного и слухового восприятия, одновременно тренируя его логическое мышление.
Значительно улучшить существующую в сознании человека дихотомию визуального образа и его словесного обозначения помогает семиуровневый коммуникатор, представляющий собой многофункциональное настольное устройство, работающее по принципу записи и воспроизведения голосовых сообщений, которые можно соотносить с определёнными изображениями. На корпусе прибора имеется специальная панель, где можно размещать соответствующие карточки с нужными рисунками. Посредством разделённой на клеточки рамки, которая устанавливается поверх панели, рабочее пространство прибора можно дифференцировать, что повышает качество взаимодействия с ним. Рамки, в свою очередь, различаются по количеству клеток, максимальное число которых равно 16. Одновременно в памяти устройства может хранится 112 звуковых сообщений, помогающих глубже и ярче запоминать словесное описание картинок и уже впоследствии озвучивать его самостоятельно.
Важнейшим элементом формирования нормальной речи является и игра. Для повышения её эффективности для детей с ОВЗ может быть использован специальный набор для развития коммуникативных навыков. Этот комплект включает в себя сразу несколько интерактивных устройств, способных надолго завладеть вниманием малыша, одновременно стимулируя его взаимодействие с окружающим миром. Обычно в состав данного набора входят: игрушки-повторюшки, шнуровки, крестики-нолики, вибрирующие зеркала, умные звоночки, пазлы, знакомящие детей со всеми столовыми приборами, логическими противоположностями и т.д. Поставляется комплект вместе с удобной сумкой, в которой его можно легко транспортировать в любое место. Наделение входящих в него игрушек разнообразными зрительными, звуковыми и тактильными эффектами, даёт мощный толчок к развитию у малышей различных модулей восприятия, порождающих соответствующие реакции, которые в дальнейшем с помощью преподавателей и родителей вербализуются, формируя правильные стереотипы речевого поведения.
В целом нарушения речи в детском возрасте в большинстве случаев поддаются необходимой коррекции, если только она будет проведена правильно и своевременно. Поэтому следует обращать тщательное внимание на то, как ребёнок с ОВЗ общается с другими людьми, выстраивает фразы и предложения, выражает свои потребности и мысли. Если помимо фонетических дефектов, его речь характеризуется и синтаксической недостаточностью (обилием незаконченных высказываний из одного-двух слов), родителям стоит незамедлительно обратиться к дефектологам-логопедам, которые помогут направить усилия в нужное русло и ликвидировать имеющееся отставание. Помните, что именно вербальная коммуникация является главным способом общения между людьми, и детей, не лишённых физической возможности её осуществления, обязательно нужно адаптировать к словесному взаимодействию с миром, что позволит им в будущем стать полноценными членами общества и вести активную жизнь.