Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Учёными уже давно доказан тот факт, что мелкая моторика человека напрямую связана с формированием его речевой деятельности, памяти, внимания и мышления в целом. Это происходит потому, что зоны, отвечающие за данные способности, находятся в непосредственной близости друг от друга, вследствие чего поддерживают постоянное тесное взаимодействие. И, если у условно здоровых детей недостаточное развитие мелкой моторики свидетельствует о неподготовленности к школе, то для ребят с ограниченными возможностями здоровья оно означает серьёзное отставание в плане социализации, что может отрицательно сказаться на всём дальнейшем формировании личности.
Как подчёркивают дефектологи, малыши с ОВЗ с минимально развитой мелкой моторикой зачастую не усидчивы, суетливы в движениях, замедлены в психологических реакциях. Они испытывают сложности со словесным общением с другими людьми, не могут долго заниматься одним и тем же делом, добиваясь в нём результатов, страдают от рассеянного внимания. Часто движение одной верхней конечности опережают движения другой, что приводит к нарушениям координации и отсутствию согласованности в выполнении элементарных действий. В итоге даже самые повседневные операции по надеванию и сниманию одежды, застёгиванию пуговиц и т.д. вызывают у таких детей серьёзные затруднения, увеличивая их зависимость от помощи посторонних. Именно поэтому преподаватели коррекционных образовательных учреждений указывают на то, что любые задержки в формировании мелкой моторики необходимо ликвидировать как можно скорее, что позволит добиться гармонии в прохождении малышом типичных этапов психофизического развития. Для этого они советуют использовать эффективные техники упражнений и игр, помогающие детям с ОВЗ быстрее овладеть правильными стереотипами движений, улучшить свою координацию и научиться осуществлять все необходимые действия с помощью рук. К числу подобных вспомогательных приёмов относятся массаж и самомассаж кистей и пальцев верхних конечностей, манипуляции с шариком Су-Джок, выполнение различных заданий с доской Сегена, в которую можно вкладывать изображения живых существ и неодушевлённых предметов, лепка из глины и пластилина, рисование, взаимодействие с песком и сыпучими продуктами типа круп, пазлы, прикосновение к материалам разнообразных фактур (мокрой и сухой, гладкой и рельефной, ворсистой и однородной и т.д.). Так, проработка каждого пальчика во время массажа способствует точечному воздействию на различные участки иннервации, активизируя нормальную нервную проводимость и тем самым улучшая возможность малыша управлять своими движениями. В ходе массажных процедур можно использовать специальные колечки, надеваемые на фаланги пальчиков с более интенсивным надавливанием на последней, а также шарики, перекатываемые в ладошках или передаваемые из ручки в ручку. Развитие ловкости и координации значительно повышают и игры с пересыпанием круп из одной ёмкости в другую или переливанием жидкости из сосуда в сосуд. Пространственное и логическое мышление помогают усовершенствовать выполнение заданий по созданию той или иной фигурки из легко меняющих форму материалов, а также карандашей и бумаги. Хорошим подспорьем оказываются и специальные упражнения (сорока-ворона, кулачок, ребро, ладошка и т.п.), выполняемые с произнесением стихотворного текста или считалочек. Ежедневное проведение таких тренировок в весёлой и увлекательной форме помогает детям с ОВЗ эффективно овладеть навыками управления собственными руками и научиться совершать любое бытовое действие пальчиками.
Кроме того, Институтом коррекционной педагогики было одобрено решение использовать в реабилитации детей с ОВЗ и специальные игрушки, способные выполнить роль тренажёров, тем самым оказав общее позитивное воздействие на психическое и физическое состояние особенного малыша. Так, весьма высокие результаты в достижении поставленных целей сумели продемонстрировать наборы для развития мелкой моторики, состоящие из предметов тщательно подобранной цветовой палитры и формы, с первых же секунд завладевающие вниманием маленьких непосед. Массажные колечки, тактильные мячики, резиновые ладошки с шипами, деревянные пазлы, игры-шнуровки — и это ещё далеко не всё, что входит в состав подобных комплектов. Особой любовью малышей часто пользуется игрушка под названием «Визуальный дождь», представляющая собой прозрачную трубу, внутри которой перекатываются разноцветные бусинки, создавая шум, подобный звуку ударяющихся о поверхность крыши и стёкол маленьких капель. В таких наборах обычно присутствует и удобная сумка для хранения, позволяющая без каких-либо затруднений транспортировать необходимый инвентарь для ежедневных тренировок в любое место.
Развитию внимания, предметно-логического мышления, а также тактильного и визуального восприятия, достаточно эффективно служит и отдельный комплект массажных мячиков различных цветов и форм. В его состав, как правило, входит от 18 до 20 шариков, диаметр которых колеблется от маленьких до средних величин. Гладкие, покрытые резиновыми шипами и т.д. мячики сразу приковывают к себе внимание малышей, которые с удовольствием берут их в руки и выполняют все необходимые задания.
Огромным реабилитационным потенциалом, как отмечают педагоги-дефектологи, обладает и специально разработанный набор для развития мелкой моторики детей с ОВЗ. Этот комплект основан на актуализации различных способов улучшения межполушарного взаимодействия, памяти, внимания, воображения и мышления. Он включает в себя такие элементы, как игра «тряси-греми», «хорошее настроение», «весёлая горка», пружинка-радуга, забавная трещётка и многое другое. Звон, образуемый соприкосновением различных по цвету и форме составляющих этих игрушек, вызывает пристальный интерес у особенного ребёнка, помогая преподавателям и родителям устанавливать с ним контакт и налаживать процесс тренировок. В данный комплект также входят специальные тренажёры для обучения правильному письму, позволяющие помочь особенному малышу сразу овладеть правилами обращения с письменными принадлежностями, сохраняя при этом рекомендованное для поддержания осанки и улучшения координации положение спины и рук. Набор поставляется с вместительной сумкой, делающей его вполне адаптированным к частым сменам обстановки.
Положительное влияние на развитие мелкой моторики особенного ребёнка оказывает и игра-шнуровка «ёжик», представляющая собой забавную фигурку животного, которую нужно сначала собрать, чтобы весело поиграть. Размеры игрушки составляет 35 / 20 см, а возраст детей, которым можно с ней взаимодействовать, определяется производителям в промежутке от трёх до пяти лет. Ёжик способствует развитию мелких движений пальчиков рук у ребёнка, повышая скорость и уверенность крохи при их выполнении, что служит интенсивным импульсом для дальнейшего становления всех видов интеллектуальной активности.
В целом для коррекции развития малыша с ОВЗ, конечно, целесообразно обратиться к педагогам специальных образовательных учреждений, которые помогут подобрать комплекс упражнений, подходящих именно для него, а также посоветуют, какие игрушки и тренажёры лучше всего для этого использовать. Чем раньше дисбаланс в формировании мелкой моторики будет исправлен, тем более быстрым станет и дальнейшее взросление особенного ребёнка. Помните, самые высокие результаты, независимо от выявленной нозологии, достигаются в раннем возрасте, а потому в первые годы жизни крохи крайне важно сделать всё, что может устранить риск в отставании от условно здоровых сверстников, таким образом подарив ей шанс на максимально полноценное будущее.