// Дети с особенностями развития
Психология: выполнение школьных домашних заданий с незрячими детьми

Успешная домашняя работа по базовым школьным предметам – одна из наиболее острых проблемных зон взросления практически всех детей, независимо от их особенностей здоровья. Зачастую каждый ребёнок нуждается в контроле и поддержке со стороны родителей в начальной школе, и главное заключается в   том, чтобы эта необходимость по мере развития ученика уменьшалась.


Конечно, в случае с детьми, имеющими серьёзные нарушения зрения, подобная ситуация усложняется ещё и отсутствием у ребёнка визуального источника информации, а потому и подойти к её разрешению следует более чутко и продумано. В частности, тифлопедагоги рекомендуют придерживаться следующих простых предписаний:

  • Никогда не проявляйте излишней настойчивости! Если ребёнок не попросил вас о помощи, не нужно ему её предлагать в императивной форме, не предполагающей отказа. Лучше дайте ему возможность проявить себя самостоятельно, приложив все усилия к выполнению домашних заданий. Если же вы всё равно чрезвычайно за него волнуетесь — вежливо спросите, не требуется ли ему какое бы то ни было содействие, и только при положительном ответе начинайте помогать.

  • Не превращайте совместную домашнюю работу в скандал ни при каких обстоятельствах! У детей очень быстро формируются кластеры ассоциаций, которые в дальнейшем приведут к появлению острого нежелания выполнять задания под любыми предлогами. Ребёнок попросту начнёт искать поводы отсрочить нелюбимые занятия, аргументируя это множеством причин, иногда включая даже имитацию плохого самочувствия. Гораздо лучше и дальновиднее вместе отдохнуть, переключившись на другой вид деятельности,, если процесс выполнения уроков слишком затянулся и явно приближается к точке накаливания.

  • Не сравнивайте своё чадо с другими детьми в воспитательных целях! Как показывает практика, высказывания типа «Все уже давно отдыхают, а ты ещё пример решить не можешь» способны привести лишь к развитию комплекса неполноценности, а не к ускорению совершаемого действия. Начиная чувствовать себя хуже другого, ребёнок испытывает обиду, которая, напротив, чаще снижает его активность, чем приводит к её стимулированию. Целесообразнее, увидев слабые стороны своего малыша, определить методы их коррекции, посоветовавшись с преподавателями или почерпнув полезные знания из тифлопедагогической литературы.

  • Для успешного решения всех возникающих проблем обязательно вооружитесь терпением и усердием. Родителю, выполняющему домашние задания вместе с ребёнком, очень важно понимать, что процесс обучения сопряжён с задаванием различных вопросов, поисками ответов на них и затратами дополнительного времени. Если совместная работа затруднительна для вас именно в этот момент, лучше перенесите её и вернитесь к ней в более подходящее время. Это будет гораздо рациональнее и комфортнее для вас и вашего ребёнка, чем безуспешные попытки справиться с накапливающимся раздражением, заканчивающиеся повышением голоса и явным нежеланием вести диалог с маленьким учеником.

  • В случае, когда ребёнку требуется помощь в усвоении предмета, который тяжело давался вам самим ещё в школе (химия в старших классах, геометрия и т.д.), постарайтесь найти ему репетитора или помощника! Попытки справиться с подобными трудностями самостоятельно, вероятнее всего, закончатся тем, что вы измучаете и себя, и без того взвинченного ученика, лишь усугубив ситуацию. Помощь же человека, по-настоящему сведущего в нужном вопросе, способна сделать сложный и нелюбимый предмет интересным и увлекательным, подарив ребёнку позитивный опыт решения проблем, что, несомненно, плодотворно скажется на его развитии.

  • Если в процессе обучения требуются дополнительные технические средства реабилитации, помогающие незрячим и слабовидящим детям компенсировать их ограниченные возможности здоровья, а вы не имеете об этом должного представления — обязательно обратитесь к специалистам: преподавательскому составу коррекционной школы, сотрудникам специализированной библиотеки, работникам местного отделения Всероссийского общества слепых и т.д. Нужную помощь вы непременно получите, а это, в свою очередь, значительно облегчит процесс усвоения знаний для вашего сына или дочери.

Спокойное следование приведённым рекомендациям способно сделать процесс обучения приятным и плодотворным как для незрячего или слабовидящего ребёнка, так и для помогающего ему родителя. Главное — помнить, что от того, какими коннотациями будет окрашен процесс выполнения домашних заданий, будет напрямую зависеть и интерес особенного школьника к обучению и развитию. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос любознательным, хорошо образованным и открытым к миру человеком — станьте для него не педагогом-самодуром, стремящимся скорее избавиться от навязчивого ученика, а мудрым наставником, к которому всегда можно обратиться за поддержкой. Это позволит ему научиться самостоятельности, зона которой с каждым днём будет всё более расширяться, и вместе с тем приобрести умение просить помощи при необходимости, что является важнейшим залогом успешной коммуникации в любом возрасте.


Читайте также:
Все статьи
  • 02.08.2024
    Психология: детская дружба
  • 30.07.2024
    Психология: как воспитывать незрячего ребёнка? Начните с себя!
  • 26.07.2024
    Лето с пользой: выбираем игры для незрячих и слабовидящих детей
  • 19.07.2024
    Инклюзивные детские лагеря: куда отправить на отдых ребёнка с ОВЗ?
  • 12.07.2024
    Развивающие игры и игрушки для детей с аутизмом
  • 05.07.2024
    Инклюзивное образование: как поступают в вузы незрячие студенты?
  • 19.06.2024
    Незрячие: принимать или отказываться от помощи окружающих?