Психологические особенности детей с нарушениями зрения
Что касается неречевых форм общения, следует отметить их слабую развитость или полное отсутствие. В отличие от игр здоровых детей, игры особенных малышей отличаются меньшей развернутостью.
Встретить слабовидящего ребенка с достаточным объемом движений и хорошей координацией непросто. Часто у таких детей движения неуверенные, плохо скоординированные.
В большинстве случаев у 3-летних малышей наблюдается задержка речевого развития. У более старших детей встречаются вербализм и речевая расторможенность. Им сложно четко отвечать на конкретные вопросы, составлять рассказы по картинкам. Воображение развито плохо. Этим объясняется слабое проявление оригинальности, эмоциональности повествований.
Важно знать и понимать, что психологические особенности незрячих детей меняются в зависимости от возраста, от того, в каком окружении находится ребенок, каково состояние его здоровья.
Как родители и педагоги могут помочь в развитии слабовидящих детей
Если верить последним экспериментам, мозг детей с нарушениями зрения функционирует ровно так же, как мозг здорового ребенка. Но это не значит, что не нужно учитывать определенные сбои в развитии и характерные особенности психики.
Известно, что развитие запаздывает из-за скудного запаса представлений об окружающем мире, недостаточной двигательной практики, ограниченных возможностей освоения окружающего пространства. Требуется больше времени и усилий на познание мира. Зачастую особенным ребятам приходится искать свои методы познания.
Что еще нужно знать о психологических особенностях детей с ОВЗ? Если у ребенка имеются нарушения зрения, для него могут быть характерны инфантилизм, неадекватная самооценка, эгоцентризм, пассивность, негативизм, повышенная внушаемость, зависимость от окружающих. Часто такие дети замкнутые, нерешительные. Они боятся всего нового.
Осознавая вышеназванные проблемы, важно создать все условия для комфортного и успешного развития незрячих детей как в дошкольных учреждениях (детских садах), так и в школьных, а также за их пределами. Это позволит избежать сбоев в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии.
Надеяться на включение слабовидящих детей в полноценное общение и обучение можно лишь в том случае, если грамотно организованы процессы воспитания и обучения, если подобраны действительно эффектные методики, учитывающие особенности психики таких воспитанников.
Многое зависит от особенностей семейного воспитания. Там, где нет безразличия или гиперопеки, ребенок вырастает полноценным человеком, способным решать проблемы и сосредотачиваться на задачах.