// Дети с особенностями развития
Особенности образования слабовидящих и незрячих детей

В жизни любого человека зрение занимает особое место. А уж тем более оно важно для детей — маленьких исследователей большого мира. Благодаря зрению ребенок получает порядка 80 % информации о внешнем окружении, с его помощью он осваивает большинство видов человеческой деятельности. Вот почему даже небольшие нарушения способны привести к серьезному ограничению в познании мира.


Слабовидящие и незрячие дети испытывают сложности:

  • с передвижением;
  • оценкой величины и расстояния;
  • нахождением и узнаванием объектов, оценкой их сенсорных признаков;
  • соотнесением услышанных слов с определенными образами предметов/объектов;
  • выражением эмоциональных состояний;
  • установлением связей между объектами и явлениями;
  • овладением средствами коммуникации;
  • определением местоположения объектов и направления их движения;
  • овладением приемами различной деятельности: трудовой, бытовой, предметной, игровой, учебной и пр.;
  • подражанием социальному поведению;
  • исполнением социальных ролей.

Особенности обучения слепых детейИз-за дефицита информации у особенных детей могут возникать хроническое психическое напряжение, повышенная тревожность, эмоциональный дискомфорт. Вследствие всего этого ребенок растет неуверенным, становится пассивным. А в дальнейшем у него появляются серьезные проблемы на уровне социального взаимодействия.

Безусловно, специальные коррекционно-педагогические мероприятия существенно помогают справиться с проблемами, озвученными выше. Особенно они важны, когда мы говорим про образовательную интеграцию.

Особенности обучения незрячих детей

Дети, у которых имеются нарушения зрения, легче воспринимают качественно структурированную информацию. Им понятны лаконичные фразы с четким смыслом. А схемы, тематические рисунки, четкие таблицы, интересные картинки усваиваются и осмысливаются гораздо быстрее.



Следует знать, что при организации предметной среды для особенных детей важно соблюдать следующие правила:

  1. Правило «эмоционального акцентирования». Очень важно через эмоции передавать отношение к объекту, предмету, а не сухо обращать внимание на них.
  2. Правило «верного употребления местоимений». При взаимодействии с особенным ребенком важно избегать использования местоимений «который», «этот», «это» и пр. Детям необходимо конкретно указывать на предмет.
  3. Правило «постоянства». Речь идет о возвращении предметов на «свои места».

Взаимодействовать со слабовидящими детьми необходимо на расстоянии не более 3-4 метров. В противном случае им сложно будет рассмотреть черты лица или распознать эмоции собеседника.

Стоит отметить несколько общих правил, которые необходимо учитывать в работе всем педагогам, но особенно – тем, кто обучает слабовидящих или незрячих детей.

  • В ходе проведения уроков рекомендуется вовлекать учащихся в разные виды деятельности: письмо, чтение, творчество, опросы и пр. Важно своевременно переключать детей с интенсивной зрительной деятельности (она не должна быть более пятнадцати минут) на работу, в ходе которой акцент делается на слуховой анализатор. Таким образом можно добиться более высокой работоспособности.
  • Особое внимание следует уделить организации фронтальной работы. При этом для каждого слабовидящего ребенка рекомендуется подготовить индивидуальные наглядные пособия (это могут быть карточки, индивидуальные тексты и прочее), чтобы он смог принять участие в общей фронтальной работе класса.
  • Еще важно знать, что первые 10 минут урока вовлеченность детей низкая (многим сложно включиться в работу), а с 10 до 25 минуты работоспособность максимальная. После этого наблюдается спад заинтересованности. Следовательно, не стоит предлагать материал, трудный для усвоения, в самом начала или в самом конце урока.
  • Необходимо своевременно регулировать нагрузку учащихся. Задача учителя: отслеживать в ходе учебной работы, как дети со слабым зрением справляются с заданиями, как они приспосабливаются к совместной работе с учениками, у которых нет проблем со зрением. Рекомендованное время на выполнение практических работ может составлять порядка 80-90 % от общего учебного процесса.
  • Речь педагога всегда должна быть выразительной, четкой и ясной. От него во многом зависит, как будет проходить обучение каждого особенного ребенка. Каждое свое действие ему необходимо проговаривать.


И главное, любовь к детям — залог успешного учебно-воспитательного процесса.