// Дети с особенностями развития
Нарушение сенсорной интеграции ребёнка: методы коррекции

Сенсорное восприятие играет ключевую роль в развитии и социализации детей. Оно задействует различные источники информации, такие как зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный опыт, позволяя ребёнку составить целостное и комплексное представление об объектах окружающего мира. Именно поэтому любые нарушения в процессе его формирования, вызванные дисфункциями тех или иных органов, неизбежно приводят к задержке когнитивного становления личности, что в случае игнорирования может иметь весьма негативные последствия. Так, детям, полностью или частично лишённым зрения, очень важно своевременно помочь начать перераспределять сенсорную нагрузку на другие системы восприятия для того, чтобы их познание мира не затормозилось, а сохранило максимально полноценный характер. По аналогичному сценарию должно осуществляться и развитие детей, испытывающих проблемы со слухом, передвижением и иными ограничениями перцептивного характера. Для того, чтобы подобрать наиболее оптимальную программу коррекции подобных нарушений у детей, специалисты рекомендуют обращаться в центры раннего развития или профильные образовательные учреждения, где обучаются обладатели конкретных нозологических групп.

Основными методами коррекции отклонений в сенсорике является выполнение специально разработанных упражнений и взаимодействие с особенными игрушками, стимулирующими появление у ребёнка определённого вида перцептивного опыта. Так, для развития зрения у слабовидящих детей предпочтительными считаются тренировки визуального характера, построенные на дифференциации предметов по цвету, величине и форме, а также игры с зеркальными поверхностями и чередованием света и тени. Для улучшения слуха целесообразно прибегать к упражнениям, основанным на идентификации предметов по характерному им звучанию, а кроме того, на сопоставлении и анализе похожих и непохожих звуков. Тактильное восприятие хорошо развивается при выполнении заданий с различными по фактуре, размеру и свойствам материалами, что значительно улучшает мелкую моторику и логическое мышление. Комплексов упражнений — огромное множество (от всем известных забав «Тише, кот на крыше» и «Сорока-воровка» — до авторских уникальных методик), вследствие чего эффективность каждого из них должна быть определена индивидуально.

Однако наибольшего результата, как правило, можно добиться при включении в ежедневные тренировки особых игрушек, главным предназначением которых является коррекция сенсорных нарушений у детей. К ним, в частности, можно отнести следующие аналоги:

Игрушка для развития сенсорного восприятия «Манипулятор»

Уникальное игровое устройство, обладающее многофункциональностью и удобством использования. Оно имеет корпус с интерактивными элементами — кнопками, фигурками и вращающимся шариком с блестящим наполнением, при взаимодействии с которыми начинают звучать различные звуки и создаваться интересные визуальные образы.

Музыкальная гусеница Уля

Удивительная игрушка, способная развить не только элементарные акустические навыки, но и настоящий музыкальный слух у особенной крохи. Улитка оснащена прекрасно различимыми кнопками и двумя режимами работы, в соответствии с которыми она может воспроизводить 8 известных детских песенок или превращаться в нотный тренажёр для ребёнка, позволяя ему, по идущим в комплекте карточкам, самостоятельно исполнять весёлые мелодии.

Текстурированная карусель

Игра представляет собой устройство с тремя вращающимися ярусами, на которых располагается прозрачный купол с захватывающими внимание светящимися шариками, разноцветными лампочками и яркими кнопками управления. Когда конструкция приходит в движение, комната наполняется волшебным звоном и чудесными бликами. Игрушка сразу же приводит детей в настоящий восторг, формируя у них представление о причинно-следственных связях и стимулируя визуальные и слуховые навыки.

Тактильные пазлы

Устройство, состоящее из деревянного основания с восемью углублениями, соответствующими такому же количеству разноцветных геометрических фигур — круга, квадрата, овала, сердца и т.д. Все эти формы различаются не только по своим контурам, но и по соответствующим меткам, сделанным на них шрифтом Брайля. Процесс собирания пазлов даёт ребёнку элементарные представления о свойствах предметов и способствует развитию у него мелкой моторики и усидчивости.

Набор тактильных мячиков

Комплект, включающий в себя 18 различающихся по фактуре и величине шариков, которые с первых же секунд завладевают вниманием ребёнка. Выполнять с ними можно множество увлекательных упражнений, а также просто изучать структуру тех или иных материалов. Для удобства мячики снабжены лёгкой сумкой для хранения, позволяющей транспортировать их в любое место.

В настоящее время встретить в магазинах реабилитационной индустрии можно и много других специализированных игрушек, взаимодействие с которыми поможет ребёнку с ОВЗ скорректировать имеющиеся у него сенсорные нарушения.

Правильно сориентироваться в их многообразии помогут менеджеры-консультанты и педагоги, опираясь на советы которых обязательно получится обзавестись всем арсеналом технических средств, способных нормализовать развитие малыша, позволив ему полноценно интегрироваться в общество уже в первые годы жизни.

Товары в нашем каталоге