// Дети с особенностями развития
Музыкальное образование незрячих детей: с чего начать?

Обеспечение незрячему ребёнку максимально полноценного развития – главная цель, на достижение которой должно быть направлено всё его воспитание и образование. Именно здесь очень важно правильно расставить приоритеты, учитывая всю специфику имеющейся инвалидности. Как это сделать – рассказываем в сегодняшнем материале.


Что имеем, то храним!..

Как известно, потеря зрения приводит к тому, что основную информацию об окружающем мире слепой малыш начинает воспринимать через оставшиеся в его распоряжении слуховой анализатор и тактильные ощущения. Вот почему важнейшее когнитивное значение для него с самого раннего возраста приобретают музыкальные игрушки, игры с ритмическим сопровождением и т.д. Всё, что звучит, естественно, вызывает интерес у незрячего ребёнка, давая ему дополнительную возможность для активного самовыражения и получения новых знаний об окружающих предметах и объектах. Очевидно, что обучение музыке в подобных обстоятельствах становится значимой стратегией реабилитации, способствующей как повышению качества интеграции малыша с инвалидностью по зрению в общество, так и полноценному становлению его личности.

Погружение в мир звуков и нот

Как уверяют специалисты, начинать музыкальное образование незрячего ребёнка следует с 6-7 лет. Лучше всего будет осуществлять это под чутким руководством талантливых педагогов. Поэтому родителям необходимо сразу подумать над тем, чтобы подобрать малышу хорошую музыкальную школу или соответствующий кружок в коррекционном образовательном учреждении, которое он уже посещает. Считается, что наиболее подходящими для незрячих людей являются такие музыкальные инструменты, как фортепиано, баян и аккордеон, в связи с чем ориентироваться можно именно на них. Освоение же скрипки или виолончели может привести к травмированию кожи пальцев, что плохо скажется на тактильной чувствительности. Однако если ребёнок очень хочет научиться играть на струнных инструментах, к примеру на гитаре, то запрещать ему точно не стоит: всегда лучше попробовать, чем жалеть об упущенной возможности всю жизнь. Кроме обучения игре на музыкальных инструментах, целесообразно начать заниматься и в вокальном или хореографическом кружке. Чем больше возможностей для развития даже самых выдающихся способностей будет в наличии – тем быстрее сможет раскрыться внутренний потенциал.

Обязательной составляющей музыкального образования незрячих детей должно быть и изучение нот. Многие родители ошибочно считают, что если ребёнок хорошо запоминает всё на слух, то этого достаточно и для освоения любых музыкальных произведений. Однако отсутствие нотной грамотности неизбежно сузит возможности слепого музыканта, лишив его не только самостоятельного прочтения творения композитора  (а заодно и глубокой его собственной интерпретации), но и уверенности в своих силах. Если же усвоение нот, музыкальной теории и развитие исполнительского мастерства будут идти у незрячего ученика синхронно и гармонично, то он действительно сможет стать хорошим музыкантом, способным превзойти даже зрячих людей, занимающихся этим же видом искусства.

Какие перспективы открывает перед инвалидом по зрению музыка?

Музыкальное образование – это не только эффективный способ личностного развития инвалида по зрению, но и довольно хороший старт для его профессиональной самореализации. На сегодняшний день самыми доступными профессиями для незрячих людей во всём мире по-прежнему считаются музыкант и массажист. Однако если обучиться массажу можно практически в любом возрасте, то вот развить слух и другие соответствующие способности - уже нет. Любовь к музыке и основы мастерства игры на тех или иных музыкальных инструментах либо закладываются с самого детства, либо так и не находят своего сколько-нибудь существенного воплощения. Конечно, и в профессии музыканта есть свои нюансы: например, незрячий человек вряд ли когда-либо сможет играть в оркестре, т.к. он не видит дирижёра и не может читать ноты с листа, а исполняет произведение лишь по памяти. Но это, по сути, не столь значимо по сравнению с тем, какие перспективы таит в себе для него данный вид искусства. Даже инвалиду по зрению вполне по силам стать преподавателем музыки, певцом, композитором и т.д., что, как не раз показывала сама жизнь, способно принести ему успех и мировое признание. А добиться этого получается далеко не у всех условно здоровых людей. Безусловно, решающую роль здесь играет подлинная сила таланта, но рентгеновского аппарата, заранее определяющего её наличие или отсутствие, за всю историю человечества нигде не придумали.

Поэтому если родители пока сами не знают, кем сможет стать их незрячий ребёнок по профессии, лучше с ранних лет предоставить ему возможность погрузиться в удивительный мир звуков и нот, чем лишить его ещё одного манящего горизонта в и без того щедрой на ограничения жизни. К тому же именно занятия музыкой помогут слепому малышу стать более раскрепощённым, общительным и уверенным в себе, что, согласитесь, уже огромное достижение.


Товары в нашем каталоге