// Дети с особенностями развития
Классификация детской слепоты и слабовидения

Ослабленное зрение и его полное отсутствие значительно отличаются друг от друга, причём как в своём проявлении, так и в способах реабилитации. Что стоит за этими понятиями и чем это может обернуться для ребёнка – рассказываем в сегодняшнем материале.


Критерии разделения

Главными критериями разграничения слабовидения и слепоты в современной науке принято считать степень снижения остроты зрения и возраст, в котором подобное нарушение здоровья обнаруживается. Данные основания имеют огромное значение, определяя не только специфику проявляющейся дисфункции глаз, но и своеобразие способов социально-бытовой адаптации, обязательной для ребёнка практически с первого момента после постановки диагноза.

Суть классификации

По первому критерию различаются дети, тотально (или полностью) слепые, чья способность видеть равна нулю, и слабовидящие, острота зрения которых находится в диапазоне от 0,05 до 0,4, часто с прогрессирующим ухудшением. Однако категория тотально слепых также не является однородной. Согласно утвердившемуся в медицине и тифлопедагогике подходу, в ней принято различать следующие подвиды:

  • абсолютно, или тотально, слепые;
  • частично, или парциально, слепые, куда относятся слепые со светоощущением, слепые со светоощущением и цветоразличением и слепые, видящие движение руки.

Опираясь на эти классификационные различия, можно сказать, что под абсолютной (медицинской) слепотой понимается тотальная утрата зрения, предполагающая неспособность даже отличать свет от темноты. Если же светоощущение, цветоразличение и определение контуров крупных предметов у ребёнка сохранено, то полностью слепым он не является, однако поскольку данных навыков всё же недостаточно для самостоятельно передвижения (без ТСР) по улице и выполнения визуальной работы, то таких детей, как правило, условно называют практически слепыми, что довольно точно обозначает характер их инвалидности.

Категория слабовидения тоже достаточно дифференцирована, т.к. к ней относятся ребята с различными дисфункциями органов зрения. Если раньше этот разряд чётко охватывал людей со зрительным восприятием в пределах от 0,05 до 0,2, то сейчас, беря во внимание высокую нагрузку на глаза в процессе обучения, получать образование в специализированных школах рекомендуется детям с нарушениями 0,05 – 0,3, а иногда и до 0,4. Конечно, в каждом конкретном случае значение имеет характер заболевания и своеобразие его протекания. Дети, чьё состояние здоровья не ухудшается и зрение не падает, могут обучаться в инклюзивных классах обычных образовательных учреждений. Однако если снижение способности видеть приобретает стойкий характер, целесообразнее всё-таки пойти в коррекционную школу, где сам процесс получения знаний построен с гораздо меньшей нагрузкой на нуждающиеся в щадящем режиме глаза.

Что касается второго критерия – возраста инвалидизации, то здесь выделяются такие категории, как слепорождённые и ослепшие в более позднем возрасте. Главное их различие заключается в том, что у детей, не имеющих зрения с рождения, полностью отсутствует зрительное представление об объектах и предметах окружающей действительности, тогда как утратившие способность видеть в более осознанном возрасте иногда могут использовать свои визуализированные воспоминания в процессе ориентировки, обучения той или иной деятельности и т.д. Однако, как показывает практика, всё это довольно условно, поскольку слепые от рождения ребята часто лучше пользуются своим даже минимальным остатком зрения, чем те, кто утратил его позднее. Дети же, переставшие видеть в 3-4 года, нередко по тем или иным причинам очень плохо помнят, как выглядят определённые (знакомые) предметы.

Поэтому наиболее эффективной стратегией обучения оказывается индивидуальный подход к каждому ребёнку, который позволяет учесть именно его ограничения и возможности, выстроив на их основе самую приемлемую траекторию процесса обучения и социально-бытовой реабилитации. Помните, правильный анализ конкретного потенциала – единственно верный залог его успешной реализации.


Читайте также:
Все статьи
  • 30.01.2024
    Детские игрушки для незрячих
  • 28.12.2022
    «Яндекс» адаптировал популярные сервисы для незрячих пользователей
  • 15.12.2021
    Для незрячих: пять уникальных технологий, которые облегчают жизнь
  • 07.09.2016
    Товары для активного отдыха незрячих и слабовидящих
  • 09.06.2015
    Электронная почта для незрячих и слабовидящих