Как подготовить ребенка к школе: советы родителям. Как «влиться» в класс, что должно быть в портфеле незрячего ученика?
Процесс адаптации к обучению в школе всегда достаточно сложен для всех детей, что становится ещё более ощутимым, когда у будущего ученика имеются серьёзные нарушения здоровья. Отсутствие зрения оказывается существенным ограничением привычного образа жизнедеятельности, делая развитие слепого или слабовидящего малыша качественно иным. Именно поэтому для того, чтобы обучение такого ребёнка было максимально эффективным, к нему необходимо тщательно подготовиться.
Как подчёркивают тифлопедагоги, достичь данной цели поможет реализация на практике следующих рекомендаций:
-
Прежде всего, у малыша очень важно сформировать позитивное отношение к тем переменам, которые его ожидают. Для этого ему целесообразно рассказывать о том, сколько всего нового он узнает в школе, как подружится с другими ребятами и т.д. Если у ребёнка будут возникать какие-либо вопросы, следует отнестись к ним с вниманием, постаравшись подробно ответить, рассеяв все сомнения будущего ученика.
-
Перед непосредственным началом учебного года ребёнку важно дать хорошо отдохнуть, к примеру, совершив хотя бы маленькое путешествие, которое сумеет оставить в его памяти положительное впечатление. Яркие эмоции помогут зарядиться бодростью на весь предстоящий период и заодно послужат ощутимым стимулом для преодоления трудностей ради того, чтобы летом снова отправиться в интересную поездку.
-
Место расположения и внутреннюю планировку школьных помещений лучше всего при возможности изучить заранее. Первое, с чем непременно столкнётся незрячий ребёнок, — проблемы с ориентированием. Именно поэтому родителям следует постараться объяснить малышу, как выглядит здание школы снаружи (включая расположение дверей, окон, особенности двора и др.), а также где находятся наиболее часто используемые для обучения его класса кабинеты (зоны столовой, санузлов и т.п.). Это позволит ребёнку избавиться от страха потеряться в пространстве и даст ему первичное представление о маршрутах передвижения.
-
Не менее полезно будет и загодя познакомиться с педагогическим составом учебного заведения. Встреча с учителями, которые станут вести занятия, даст возможность уточнить интересующую родителей информацию, обсудить индивидуальные особенности малыша, а также узнать, как ему можно помочь быстрее адаптироваться к новой жизни.
-
Провести целесообразно и психологическую подготовку ребёнка к «вливанию» в класс. Для этого ему следует объяснить, что относиться к другим ребятам нужно доброжелательно, при возможности помогая им в том, что вызывает у них трудности. Вместе с тем, поскольку все дети разные и некоторые, к сожалению, склонны к агрессии, важно стараться никогда не терять самообладание и даже уметь постоять за себя. Как подчёркивают психологи, формировать у незрячего ребёнка необходимо не образ радужного мира, который встретит его с распростёртыми объятиями, а вполне достоверное представление о реальности, где есть место как дружбе и взаимопомощи, так и намеренным попыткам задеть или обидеть. Только так малыш сможет избежать лишних психологических травм и быстрее научится быть успешным в коммуникативном взаимодействии.
-
Хорошо будет уделить особое внимание физической подготовке ребёнка. В школе однозначно начнут преподавать физкультуру, а потому малыш ещё до начала этих занятий должен научиться бегать, прыгать и выполнять элементарные упражнения. Подобные навыки помогут ему не только иметь высокие оценки, но и стать более уверенным в движениях, развить точную координацию, а заодно и повысить качество ориентировки в пространстве.
-
Дома следует оборудовать для ребёнка комфортное рабочее место, где он сможет в удобных условиях выполнять домашние задания. Как правило, к обязательным компонентам подобной зоны относятся соответствующие требованиям эргономики стол и стул (или даже школьная парта) и шкаф с полками для хранения книг. Поскольку брайлевские учебные пособия рекомендуется хранить в вертикальном положении, отведённое для этого места должно позволять свободно расположить их там так, чтобы ребёнок без труда мог пользоваться ими самостоятельно.
-
Заранее приобрести следует и все школьные принадлежности, которые могут понадобится незрячему ученику. К ним относятся брайлевские приборы, грифели, тетради, тактильные линейки, рельефно-графические пособия и многое другое. Так, по единогласному мнению тифлопедагогов, обязательно в портфеле незрячего школьника должен находиться личный брайлевский прибор, на котором он сможет выполнять все письменные задания в школе и дома. Данное техническое средство представляет собой устройство, состоящее из нижней части, разбитой на определённое количество строк с шеститочечными ячейками, и верхней крышки трафаретного типа, закрывающей эти ячейки хорошо ощутимыми на ощупь клеточками. Количество строк на приборах может быть разным, колеблясь от четырёх до 24 и выше. Это связано с тем, что используются они под определённые цели, вследствие чего о технических характеристиках нужного устройства лучше всего проконсультироваться у учителей выбранной школы. Чаще всего для стандартного письма используются
18-строчные приборы с 24 ячейками. Поэтому, весьма вероятно, приобрести посоветуют именно один из них. Для сохранности брайлевского прибора в целости и чистоте целесообразно также обзавестись специальным нетканым чехлом, в который можно будет легко помещать ТСР для транспортировки,, не беспокоясь о его состоянии. Не менее важное значение имеет и предназначенный для письма грифель. Им незрячие люди наносят на бумагу брайлевские символы, продавливая точки в нужной ячейке. Грифели могут быть седловидными (на их верхней части находится выемка для указательного пальцав форме седла) и кольцевидными (с широким кольцом наверху, которое надевается на указательный палец для фиксации). И тот, и другой имеют свои преимущества и недостатки, а потому, скорее всего, ваш ребёнок впоследствии сам определит, какой вариант для него более удобен, в связи с чем лучше приобрести сразу несколько разновидностей, среди которых обязательно должен быть маленький аналог, подходящий ученику в первое время. Поскольку грифель представляет собой что-то вроде шариковой ручки для зрячего человека, только весьма долговечного использования, потратившись на его покупку однажды, можно будет забыть об этой статье расходов на целые десятилетия (разумеется, при бережном отношении). Необходимым расходным материалом являются и брайлевские тетради. Сделанные из специальной плотной бумаги, они вполне подходят для записи текстов различного характера и понадобятся практически на всех школьных предметах. Поэтому обзавестись сразу лучше довольно внушительным количеством, чтобы в течение учебного года ребёнок не чувствовал недостатка в бумажном носителе информации. Также в настоящее время существует немало универсальных учебных пособий, заказав которые можно будет помочь малышу легче освоить те или иные предметы. К примеру, такие специализированные материалы, как «Таблица умножения», «Графики функций», «Листья деревьев» и т.д. предоставляют слепым и слабовидящим детям в доступной форме усвоить элементарные знания по арифметике, природоведению, геометрии и другим базовым образовательным модулям. Поэтому посоветовавшись с преподавателями, стоит непременно обзавестись и этими вспомогательными материалами, способными повысить темпы развития особенного ребёнка в разы.
Очевидно, что на этом перечень необходимых школьных принадлежностей для незрячих учеников не заканчивается, и получить о нём более полное представление, можно ознакомившись с каталогом товаров соответствующих интернет-магазинов или обратившись непосредственно в коррекционное учебное заведение. Специалисты профильных организаций помогут правильно расставить приоритеты, учитывая возраст ученика и класс, в который он идёт, составив список первоочередных приобретений.
В целом же и родителям, и самим детям, важно помнить о том, что школа — это хотя и сложная, но вместе с тем очень увлекательная пора, которая обязательно выведет жизнь на новый уровень, подарив мамам и папам больше свободного времени, а их чадам — основы личной самостоятельности, новые знания и знакомства. Поэтому не нужно страшится перемен, а напротив, следует отнестись к ним как к приятной неизбежности, ведущей к полезным открытиям и неожиданным перспективам.