// Дети с особенностями развития
Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе

Что такое сенсорная интеграция и как она работает

Сенсорная интеграция представляет собой комплексный нейропсихологический процесс, обеспечивающий перцептивную обработку информации, поступающей через различные сенсорные каналы человеческого организма.

Основы сенсорной интеграции: формы чувствительности

В основе сенсорной интеграции лежит две формы чувствительности:

  • одни раздражители организмом воспринимаются только «в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека» на уровнях вестибулярной, тактильной и проприоцептивной систем;
  • другие раздражители воспринимаются организмом через дистантные виды чувствительности, такие как зрение, слух и обоняние, которые позволяют человеку воспринимать стимулы, находящиеся на расстоянии от тела [1].

Сенсорная интеграция и восприятие внешнего мира

Обе формы чувствительности работают в организме параллельно, позволяя человеку одновременно воспринимать ощущения и от собственного тела, и от внешнего воздействия на него. В результате чего происходит:

  • формирование целостного перцептивного образа окружающей действительности,
  • координация ответных реакций организма на внешние стимулы.

Сенсорная интеграция у детей с ОВЗ

У детей с ОВЗ присутствуют нарушения на всех уровнях восприятия, что вызывает трудности при «интерпретации и использовании сенсорной информации из окружающей среды для поведенческого регулирования и производительности движения» [2].

Когда необходима коррекция с помощью метода сенсорной интеграции

Метод сенсорной интеграции показан при таких состояниях, как:

  • задержка психического или/и речевого развития,
  • трудности в обучении,
  • аутизм,
  • поведенческие особенности,
  • тревожные расстройства,
  • СДВГ,
  • сложности в социальной адаптации,
  • неврозы,
  • вестибулярные нарушения,
  • церебральный паралич,
  • умственная отсталость,
  • нарушения слуха или зрения.

Дисфункция сенсорной интеграции: проявления и вызовы

Дисфункция сенсорной обработки, паттерны, проявляются у детей в форме:

  • гипочувствительности,
  • гиперчувствительности,
  • смешанных вариантов.

Балансировка чувствительности в рамках сенсорной интеграции

Задача специалиста — помочь ребенку найти точку баланса между:

  • повышенной чувствительностью,
  • недостаточным восприятием стимулов.

Сенсорная интеграция и зрительное восприятие

Гиперчувствительность к зрительным сигналам может стать причиной нервного срыва у ребенка. При коррекции сенсорных нарушений в таком случае необходимо создать комфортные условия для его времяпровождения:

  • убавить освещение,
  • устранить визуальный шум на рабочей поверхности и в окружающем пространстве.

Важно при этом грамотно подобрать оборудование и варианты взаимодействий с ним, которые бы позволяли скорректировать проблему гиперчувствительности к зрительным стимулам. Например:

  • визуальное расписание, которое можно составить при помощи планировщика занятий;
  • светящиеся игрушки — например, «Текстурированная карусель». За счет использования в устройстве звуковых, световых и тактильных эффектов ребенок может изучать причинно-следственные связи, наблюдательность, тактильные навыки.
  • конструкторы — такие, как «Радужные кляксы», используя их совместно со световой панелью.

При пониженной чувствительности к зрительным стимулам ребенку можно предложить: игры на развитие цветовоспрития (сортировка, соотнесение); работу с графическими изображениями (зашумленные картинки, лабиринты, найди отличия или найди предмет); задания на попадание объектом в цель (например, мячиком в ведро).

Работа со звуковой гиперчувствительностью

Создание комфортной среды включает:

  • шумовую изоляцию,
  • предоставление наушников или беруш.

Развитие слуха средствами сенсорной интеграции

В процессе сенсорно-интегративной терапии направленной на развитие слухового восприятия применяется такое оборудование, как:

  • Звуковое лото, шары Монтессори — идентификация звуковых соответствий через выявления идентичных акустических характеристик предметов, определения градаций громкости звуковых сигналов;
  • Музыкальные инструменты или целые музыкальные установки, которые позволят сформировать у ребенка навык восприятия звуков различной тональности или чувство ритма. Специально для этих целей разработан Музыкальный набор терапевтических музыкальных игрушек: в процессе взаимодействия он помогает снятию напряжения, выражению чувств и тренировки памяти.
  • Плеер — упражнения на идентификацию звуков окружающего мира.

Сенсорная интеграция и обонятельная система

Нарушения обонятельной системы у детей с ОВЗ проявляются в двух основных формах: гиперчувствительности и гипочувствительности к запахам.

Важно понимать, что такие нарушения могут существенно влиять на повседневную жизнь ребенка (в том числе и на потребление пищи) и требуют особого внимания при организации образовательного процесса и быта.

При гиперчувствительности обонятельной системы не рекомендовано при взаимодействии с ребенком использовать духи, гигиенические средства с запахом, ароматизаторы воздуха и т.д.

В процессе коррекционной работы можно применять аромолото или ароматические масла, которые позволят развивать обоняние ребёнка: распознавать объект по запаху, классифицировать запахи, ориентироваться в пространстве с помощью обонятельных рецепторов.

Оральная система у детей с ОВЗ часто характеризуется различными нарушениями, которые ведут к пищевой избирательности и пикацизму.

Оральная сенсорная интеграция: особенности работы

При дисфункции сенсорной обработки оральных стимулов необходимо избегать чрезмерных вкусовых раздражителей в пище, напитках и зубной пасте.

Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в том, чтобы помочь ребенку развить адекватную оральную чувствительность, сформировать у него сенсорные эталоны (дифференциация различных видов вкусов).

  • В этом могут помочь такие варианты активностей, как
  • питье из трубочки густых напитков
  • жевание хрустящей или вязкое еды
  • грабберов
  • игры «угадай на вкус»
  • «съедобное-несъедобное»
  • выдувание мыльных пузырей
  • сдувание различных объектов с поверхностей стола (например, мячей для пинг-понга);
  • взаимодействие со свистками
  • дудочками
  • губными гармошками.

Тактильная сенсорная интеграция и коррекционные практики

Тактильная чувствительность (кожная чувствительность) представляет собой один из важнейших механизмов сенсорного восприятия окружающей среды, особенно значимый для детей с комплексными психофизическими нарушениями.

Тактильные ощущения включают в себя: ощущение прикосновения, чувство давления, восприятие температуры, реакцию на боль, дифференциацию текстур.

Сенсорные нарушения обусловлены изменениями порога чувствительности, которые могут проявляться как в виде:

  • снижения уровня тактильных ощущений относительно нормы;
  • повышения уровня тактильных ощущений относительно нормы.

Дети с тактильной гиперчувствительностью требуют к себе особой чуткости со стороны взрослых и соблюдение их личных границ. Необходимо не навязывать ребенку нежелательные для него прикосновения, в том числе объятия. Важно обращать внимание на одежду, которую использует ребенок:

  • срезать ярлычки,
  • избегать ткани, вызывающие дискомфорт (например, шерсть при соприкосновении с голой кожей).

Регулярные занятия с использованием специальных упражнений помогают компенсировать нарушения тактильной чувствительности и способствуют полноценному развитию ребенка с ОВЗ:

  • стимуляция тактильных рецепторов через взаимодействие с различными поверхностями, включая дифференциацию текстур — игры с крупами или песком, рисование пальчиковыми красками или пеной для бритья, манипулятивные действия с тактильным лото или сенсорными мешочками;
  • развитие поверхностной чувствительности (прикосновение, давление) — глубокий массаж для регуляции мышечного тонуса, объятия, поглаживания, похлопывания;
  • тренировка температурных ощущений — игры «горячо-холодно».

Проприоцептивная сенсорная интеграция: движение и ориентация

Проприоцептивная система направлена на восприятие собственной позы и движения. Данную информацию мозг получает от мышц, сухожилий и суставов. Поэтому так важно обеспечить ребенку опыт физического контакта через телесное взаимодействие. Этого можно достигнуть через массаж, в том числе при помощи:

Сенсорная интеграция и вестибулярная система

Дисфункции сенсорной обработки у детей с ОВЗ наблюдаются и на уровне вестибулярной системы.

Нарушения вестибулярной системы проявляются двумя основными способами:

Повышенная чувствительность — ребенок пугается даже при небольших перемещениях тела, с трудом ходит по лестницам, боится открытых пространств.

Гиперактивность — ребенок постоянно ищет способы активировать вестибулярный аппарат через прыжки, кувырки и быстрые повороты.

Формирование компенсаторных механизмов при этом напрямую зависит от своевременной и систематической работы, направленной на:

  • снижение боязни движения — прохождение полос препятствий,
  • массажных дорожек,
  • прыжки на фитболах или батутах;
  • развитие чувства равновесия — ходьба по тактильным кочкам, удержание положения на балансировочной подушке или доске;
  • формирование скоростного восприятия — скатывание с горок, катание на качелях.

Значение сенсорной интеграции в жизни ребенка

Здоровый сенсорный интеллект необходим для выживания.

Важно:
  • своевременно развивать сенсорные навыки,
  • проводить целенаправленное сенсорное воспитание,
  • использовать сенсорную интеграцию в обучении, игре, бытовых навыках.

Список литературы:

  1. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. М.: Теревинф, 2010. 240 с.
  2. Соколова Л. В. Особенности работы по обеспечению сенсорной интеграции у детей 4-5 лет с задержкой психического развития // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научнопрактической конференции, 5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост.О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис, 2021.— 1 оптический диск. С. 339-243.

Товары в нашем каталоге