Использование сенсорной интеграции в коррекционной работе
Что такое сенсорная интеграция и как она работает
Сенсорная интеграция представляет собой комплексный нейропсихологический процесс, обеспечивающий перцептивную обработку информации, поступающей через различные сенсорные каналы человеческого организма.
Основы сенсорной интеграции: формы чувствительности
В основе сенсорной интеграции лежит две формы чувствительности:
- одни раздражители организмом воспринимаются только «в непосредственной близости от тела или внутри самого тела человека» на уровнях вестибулярной, тактильной и проприоцептивной систем;
- другие раздражители воспринимаются организмом через дистантные виды чувствительности, такие как зрение, слух и обоняние, которые позволяют человеку воспринимать стимулы, находящиеся на расстоянии от тела [1].
Сенсорная интеграция и восприятие внешнего мира
Обе формы чувствительности работают в организме параллельно, позволяя человеку одновременно воспринимать ощущения и от собственного тела, и от внешнего воздействия на него. В результате чего происходит:
- формирование целостного перцептивного образа окружающей действительности,
- координация ответных реакций организма на внешние стимулы.
Сенсорная интеграция у детей с ОВЗ
У детей с ОВЗ присутствуют нарушения на всех уровнях восприятия, что вызывает трудности при «интерпретации и использовании сенсорной информации из окружающей среды для поведенческого регулирования и производительности движения» [2].
Когда необходима коррекция с помощью метода сенсорной интеграции
Метод сенсорной интеграции показан при таких состояниях, как:
- задержка психического или/и речевого развития,
- трудности в обучении,
- аутизм,
- поведенческие особенности,
- тревожные расстройства,
- СДВГ,
- сложности в социальной адаптации,
- неврозы,
- вестибулярные нарушения,
- церебральный паралич,
- умственная отсталость,
- нарушения слуха или зрения.
Дисфункция сенсорной интеграции: проявления и вызовы
Дисфункция сенсорной обработки, паттерны, проявляются у детей в форме:
- гипочувствительности,
- гиперчувствительности,
- смешанных вариантов.
Балансировка чувствительности в рамках сенсорной интеграции
Задача специалиста — помочь ребенку найти точку баланса между:
- повышенной чувствительностью,
- недостаточным восприятием стимулов.
Сенсорная интеграция и зрительное восприятие
Гиперчувствительность к зрительным сигналам может стать причиной нервного срыва у ребенка. При коррекции сенсорных нарушений в таком случае необходимо создать комфортные условия для его времяпровождения:
- убавить освещение,
- устранить визуальный шум на рабочей поверхности и в окружающем пространстве.
Важно при этом грамотно подобрать оборудование и варианты взаимодействий с ним, которые бы позволяли скорректировать проблему гиперчувствительности к зрительным стимулам. Например:
- визуальное расписание, которое можно составить при помощи планировщика занятий;
- светящиеся игрушки — например, «Текстурированная карусель». За счет использования в устройстве звуковых, световых и тактильных эффектов ребенок может изучать причинно-следственные связи, наблюдательность, тактильные навыки.
- конструкторы — такие, как «Радужные кляксы», используя их совместно со световой панелью.
При пониженной чувствительности к зрительным стимулам ребенку можно предложить: игры на развитие цветовоспрития (сортировка, соотнесение); работу с графическими изображениями (зашумленные картинки, лабиринты, найди отличия или найди предмет); задания на попадание объектом в цель (например, мячиком в ведро).
Работа со звуковой гиперчувствительностью
Создание комфортной среды включает:
- шумовую изоляцию,
- предоставление наушников или беруш.
Развитие слуха средствами сенсорной интеграции
В процессе сенсорно-интегративной терапии направленной на развитие слухового восприятия применяется такое оборудование, как:
- Звуковое лото, шары Монтессори — идентификация звуковых соответствий через выявления идентичных акустических характеристик предметов, определения градаций громкости звуковых сигналов;
- Музыкальные инструменты или целые музыкальные установки, которые позволят сформировать у ребенка навык восприятия звуков различной тональности или чувство ритма. Специально для этих целей разработан Музыкальный набор терапевтических музыкальных игрушек: в процессе взаимодействия он помогает снятию напряжения, выражению чувств и тренировки памяти.
- Плеер — упражнения на идентификацию звуков окружающего мира.
Сенсорная интеграция и обонятельная система
Нарушения обонятельной системы у детей с ОВЗ проявляются в двух основных формах: гиперчувствительности и гипочувствительности к запахам.
Важно понимать, что такие нарушения могут существенно влиять на повседневную жизнь ребенка (в том числе и на потребление пищи) и требуют особого внимания при организации образовательного процесса и быта.
При гиперчувствительности обонятельной системы не рекомендовано при взаимодействии с ребенком использовать духи, гигиенические средства с запахом, ароматизаторы воздуха и т.д.
В процессе коррекционной работы можно применять аромолото или ароматические масла, которые позволят развивать обоняние ребёнка: распознавать объект по запаху, классифицировать запахи, ориентироваться в пространстве с помощью обонятельных рецепторов.
Оральная система у детей с ОВЗ часто характеризуется различными нарушениями, которые ведут к пищевой избирательности и пикацизму.
Оральная сенсорная интеграция: особенности работы
При дисфункции сенсорной обработки оральных стимулов необходимо избегать чрезмерных вкусовых раздражителей в пище, напитках и зубной пасте.
Цель коррекционно-развивающих занятий состоит в том, чтобы помочь ребенку развить адекватную оральную чувствительность, сформировать у него сенсорные эталоны (дифференциация различных видов вкусов).
- В этом могут помочь такие варианты активностей, как
- питье из трубочки густых напитков
- жевание хрустящей или вязкое еды
- грабберов
- игры «угадай на вкус»
- «съедобное-несъедобное»
- выдувание мыльных пузырей
- сдувание различных объектов с поверхностей стола (например, мячей для пинг-понга);
- взаимодействие со свистками
- дудочками
- губными гармошками.
Тактильная сенсорная интеграция и коррекционные практики
Тактильная чувствительность (кожная чувствительность) представляет собой один из важнейших механизмов сенсорного восприятия окружающей среды, особенно значимый для детей с комплексными психофизическими нарушениями.
Тактильные ощущения включают в себя: ощущение прикосновения, чувство давления, восприятие температуры, реакцию на боль, дифференциацию текстур.
Сенсорные нарушения обусловлены изменениями порога чувствительности, которые могут проявляться как в виде:
- снижения уровня тактильных ощущений относительно нормы;
- повышения уровня тактильных ощущений относительно нормы.
Дети с тактильной гиперчувствительностью требуют к себе особой чуткости со стороны взрослых и соблюдение их личных границ. Необходимо не навязывать ребенку нежелательные для него прикосновения, в том числе объятия. Важно обращать внимание на одежду, которую использует ребенок:
- срезать ярлычки,
- избегать ткани, вызывающие дискомфорт (например, шерсть при соприкосновении с голой кожей).
Регулярные занятия с использованием специальных упражнений помогают компенсировать нарушения тактильной чувствительности и способствуют полноценному развитию ребенка с ОВЗ:
- стимуляция тактильных рецепторов через взаимодействие с различными поверхностями, включая дифференциацию текстур — игры с крупами или песком, рисование пальчиковыми красками или пеной для бритья, манипулятивные действия с тактильным лото или сенсорными мешочками;
- развитие поверхностной чувствительности (прикосновение, давление) — глубокий массаж для регуляции мышечного тонуса, объятия, поглаживания, похлопывания;
- тренировка температурных ощущений — игры «горячо-холодно».
Проприоцептивная сенсорная интеграция: движение и ориентация
Проприоцептивная система направлена на восприятие собственной позы и движения. Данную информацию мозг получает от мышц, сухожилий и суставов. Поэтому так важно обеспечить ребенку опыт физического контакта через телесное взаимодействие. Этого можно достигнуть через массаж, в том числе при помощи:
- массажной вибрирующей щетки,
- прокатывание или простукивание тела массажными мячиками,
- лепку из пластилина,
- игры с «Сенсомоторной трубой»;
- различные задания на двигательную активность или на ориентировку в пространстве и на собственном теле.
Сенсорная интеграция и вестибулярная система
Дисфункции сенсорной обработки у детей с ОВЗ наблюдаются и на уровне вестибулярной системы.
Нарушения вестибулярной системы проявляются двумя основными способами:
Повышенная чувствительность — ребенок пугается даже при небольших перемещениях тела, с трудом ходит по лестницам, боится открытых пространств.
Гиперактивность — ребенок постоянно ищет способы активировать вестибулярный аппарат через прыжки, кувырки и быстрые повороты.
Формирование компенсаторных механизмов при этом напрямую зависит от своевременной и систематической работы, направленной на:
- снижение боязни движения — прохождение полос препятствий,
- массажных дорожек,
- прыжки на фитболах или батутах;
- развитие чувства равновесия — ходьба по тактильным кочкам, удержание положения на балансировочной подушке или доске;
- формирование скоростного восприятия — скатывание с горок, катание на качелях.
Значение сенсорной интеграции в жизни ребенка
Здоровый сенсорный интеллект необходим для выживания.
Важно:- своевременно развивать сенсорные навыки,
- проводить целенаправленное сенсорное воспитание,
- использовать сенсорную интеграцию в обучении, игре, бытовых навыках.
Список литературы:
- Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. М.: Теревинф, 2010. 240 с.
- Соколова Л. В. Особенности работы по обеспечению сенсорной интеграции у детей
4-5 лет с задержкой психического развития // Проблемы образования на современном этапе: материалы студенческой научнопрактической конференции,5-16 апреля 2021 г. Выпуск X / сост.О. В. Дыбина, Е. В. Некрасова, Е.А. Сидякина. Тольятти : НаукоПолис, 2021.— 1 оптический диск. С.339-243.