// Дети с особенностями развития
ФГОС для работы с детьми с инвалидностью

К сожалению, примерное количество детей-инвалидов по всему миру составляет более 13%, и с каждым годом эта цифра лишь увеличивается. Однако даже среди тех, кто столкнулся с тяжёлыми нарушениями здоровья у своего ребёнка, зачастую отсутствует чёткое понимание не только медицинского аспекта ситуации, но и её социальной перспективы, что оказывает достаточно негативное воздействие на весь процесс реабилитации. Какие векторы развития детей с инвалидностью следует учитывать и что для этого надо знать – рассказываем в данной статье.


Терминологические разграничения и основные положения

Как отмечают специалисты, прежде всего, важно разобраться в самих ключевых понятиях и их трактовках. Если термин «ребёнок-инвалид», или «инвалид с детства», является в большей степени медицинским и используется при ведении соответствующей документации в лечебно-профилактических учреждениях и бюро МСЭ, то вот сочетание «лица с ограниченными возможностями здоровья» относится к педагогической сфере и обозначает наличие учащегося особенностей, которые следует учитывать при составлении для него наиболее подходящего маршрута обучения. В этой связи целесообразно помнить о том, что ученик с ОВЗ может и не быть инвалидом, но, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, считаться нуждающимся в создании особых условий, без которых полноценно получать знания он не сумеет. Вот почему аббревиатура «ОВЗ» имеет для школ столь большое значение, предопределяющее весь дальнейший сценарий пребывания в них особенного ребёнка.

Сам же этот процесс регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который выступает главным инструментом, обеспечивающим равный доступ к качественному образованию.

Его основные положения были регламентированы законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 и рядом приказов Минобрнауки и других ведомств, касающихся реализации в нашей стране модели инклюзивного образования. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был принят в 2014 году и стал основой для создания адаптированных образовательных программ. Именно он определяет общие требования к организации образовательного процесса, а также конкретные условия, необходимые для успешной реализации его заявленных целей.

Главными принципами Федерального государственного образовательного стандарта являются следующие:

  • Индивидуальный подход. Каждый ребенок с ОВЗ уникален, поэтому важно учитывать личностные особенности конкретного ученика при создании учебных планов и методик преподавания.
  • Доступность образования. Все дети должны иметь возможность получать качественное образование, независимо от своих физических или умственных ограничений. Это означает создание безбарьерной среды, использование специальных технических средств и методов обучения.
  • Интеграция в общество. Образование должно способствовать социальной адаптации и вовлечению детей с инвалидностью в социум. Важно формировать у них навыки общения, самостоятельности и ответственности.
  • Комплексная поддержка. Дети с ОВЗ нуждаются в комплексной поддержке со стороны педагогов, психологов, логопедов и других специалистов. Эта поддержка должна быть направлена на развитие всех аспектов личности ребенка.

Ключевым инструментом в реализации ФГОС являются адаптированные образовательные программы.

Они разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Адаптированные образовательные программы должны включать такие компоненты, как цели и задачи реализуемой траектории развития, содержание учебного материала, методы и формы обучения, условия реализации каждого модуля и оценка результатов его внедрения.

При подборе необходимой программы учитывается уровень развития каждого ученика, его потенциал и принадлежность к той или иной категории ОВЗ. Что касается последнего параметра, то здесь в педагогической практике обычно выделяется семь разновидностей различных ограничений, объединяющих все известные нозологии. К ним относятся следующие:

  • Нарушения зрения. Категория, охватывающая слепых и слабовидящих детей с различными зрительными патологиями и степенями остаточной способности видеть;
  • Нарушения слуха. Сюда относятся глухие и слабослышащие ученики, общение с которыми невозможно без использования специальных средств и систем дополнительной коммуникации;
  • Нарушения речи. Категория, объединяющая детей, в дефектологии называемых логопатами и испытывающих существенные затруднения с осуществлением речевой деятельности;
  • Задержки психического развития (ЗПР). Ученики, имеющие выраженные в различной степени нарушения психического характера с преимущественным сохранением интеллектуального потенциала;
  • Расстройства аутистического спектра. Группа, объединяющая учащихся с релевантным диагнозом, в каждом конкретном случае имеющим свою специфику.
  • Поражения опорно-двигательного аппарата. Группа, включающая детей, вследствие травмы или заболевания утративших функцию самостоятельного передвижения;
  • Сложные множественные нарушения. Категория, к которой могут относиться дети сразу с несколькими диагнозами и, соответственно, их последствиями в виде сочетанных патологий.

Для представителей каждой из указанных разновидностей ОВЗ в школе должна быть составлена наиболее эффективная стратегия образования, позволяющая ребёнку овладеть всеми необходимыми знаниями и выбрать возможный путь дальнейшей личностно-профессиональной самореализации.

Помимо этого, адаптированные образовательные программы должны включать различные виды деятельности, такие как учебные занятия, внеклассные мероприятия, коррекционно-развивающие занятия и другие формы работы.

Ключевую роль в их осуществлении играет педагог. Для эффективного взаимодействия с особенными детьми ему следует обладать следующими компетенциями:

  • Проведение диагностики уровня развития ребенка;
  • Разработка и реализация индивидуальной программы обучения;
  • Использование специальных методов и средств обучения;
  • Организация взаимодействия с другими специалистами (психологами, дефектологами, логопедами);
  • Поддержка мотивации и интереса к учебе у ребенка.

Естественно, всё это предполагает готовность подобных специалистов к постоянному профессиональному развитию и овладению новыми методами и технологиями работы с детьми с ОВЗ.

Не менее важную роль в реализации инклюзивного образования в школе играют и специальные технические средства.

Современные информационные технологии открывают новые возможности для обучения детей с серьёзными ограничениями по здоровью. Они позволяют создавать интерактивные учебные материалы, использовать мультимедийные ресурсы, а также организовывать дистанционное обучение. К примеру, электронные учебники и тренажеры могут значительно облегчить процесс усвоения знаний и умений, а слуховые аппараты, брайлевские дисплеи и т.д. — хотя бы частично компенсировать отсутствующие физические возможности.

Развитию детей с ОВЗ в увлекательной интерактивной форме способствует и взаимодействие со специально предназначенными для этого игровыми наборами. К примеру, на сайте интернет-магазина «Доступная среда» представлен целый перечень подобных комплексов, каждый из элементов которых устроен так, чтобы стимулировать улучшение нарушенного визуального, сенсорного, слухового восприятия или двигательной активности. Набор тактильных мячиков разных фактур и размеров помогает ребёнку получить опыт прикосновения к различным материалам и сформировать представление об их главных особенностях. Музыкальный комплект, состоящий из целой совокупности игрушечных, но обладающих весьма качественным звучанием инструментов, позволяет развить слух маленького искателя приключений, а за одно — чувство ритма и способность сочинять свои собственные мелодии. Сенсомоторная труба надолго приковывает к себе внимание особенной крохи переливающимися огоньками и гибкой формой, помогая малышу стать более усидчивым, сосредоточенным и спокойным. Вибрирующие зеркала, благодаря встроенным в них функциям, стимулируют у ребёнка правильное произношение звуков, позволяя ему работать над своей речью даже без помощи посторонних. Подобрать нужный игровой набор под потребности каждого учащегося в каталоге довольно легко. Более того, все представленные устройства прошли необходимую сертификацию и рекомендованы в качестве специальных технических средств для оснащения школ и детских садов, соответствующих стандартам инклюзивного образования.

Разработка и использование правильно подобранных методов обучения ребёнка с ОВЗ с учётом характера его индивидуальных особенностей способна помочь ему полноценно овладеть всеми изучаемыми предметами, встав наравне со своими условно здоровыми сверстниками и научившись вести активный образ жизни, что служит важнейшим залогом его успешного будущего. Именно поэтому глубокая и всесторонняя реализация ФГОС для обучения детей с инвалидностью приобретает решающее значение, являясь одной из основных гарантий их прочной интеграции в социум и создавая условия для становления по-настоящему инклюзивной культуры в целом.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 20.01.2025
    Обучение детей с ОВЗ: какие новые правила вступят в 2025 году?
  • 20.09.2024
    Арт-терапия для детей с ОВЗ
  • 13.09.2024
    Как развивается инклюзивное образование в России?
  • 05.07.2024
    Инклюзивное образование: как поступают в вузы незрячие студенты?