// Дети с особенностями развития
Белая трость – помощник для незрячего ребёнка

Многие родители незрячих детей очень долго не решаются заняться обучением ребёнка навыкам самостоятельного передвижения за пределами дома. С одной стороны, это связано с обилием страхов, которые мама и папа нередко испытывают даже при одной мысли о том, что их дитя , выйдя на улицу без сопровождения, может упасть, пораниться, попасть под машину и т.д. Однако с другой – родители часто сами не знают, как можно помочь малышу стать более самостоятельным. Эффективные пути решения всех этих проблем подсказываем в сегодняшнем материале.


Учить или не учить?

Первое, что следует сделать родителям незрячего ребёнка, – это осознать то, что умение передвигаться за пределами дома без посторонней помощи – жизненная необходимость для каждого человека! Конечно, без зрения приобрести его гораздо сложнее, но зачастую все многочисленне опасности, разрастающиеся до небывалых размеров в воображении «заботливых» родных, в действительности оказываются не столь существенными. От возможности споткнуться, упасть или, и того хуже, получить травму слепого пешехода вполне способны защитить правильные навыки хождения с тростью и ориентации внутри пространства. Поэтому вместо того, чтобы бояться и запрещать ребёнку даже думать о самостоятельном выходе на улицу, который всё равно рано или поздно случится, лучше помочь ему приобрести все необходимые для этого знания и умения, справившись с первыми трудностями вместе.

Когда начинать?

По мнению большинства тифлопедагогов, идеальным возрастом для интенсивного овладения правилами передвижения с тактильной тростью является период начальной школы. В эти годы незрячим детям в любом случае приходится начинать самостоятельно передвигаться внутри самого здания образовательного учреждения, переходя из класса в класс, а потому постепенное освоение близлежащего уличного пространства становится логичным продолжением данного процесса. Однако учить слепого малыша обходить небольшие препятствие посредством белой трости или различать с её помощью те или иные поверхности тротуаров (грунт, песок, асфальт и т.д.) можно уже и в дошкольном возрасте. Это позволит ребёнку становиться увереннее и привыкать к использованию столь важного ТСР.

Как научить незрячего ребёнка ходить с белой тростью?

Начинать обучение основам самостоятельного передвижения следует с освоения пространства с минимальным количеством преград. Привыкнув держать трость правильно и совершать ею необходимые движения, слепой малыш будет чувствовать себя смелее и сумеет легко запомнить механизмы преодоления барьеров. После того как ребенок выучит первое тренировочное пространство, можно переходить к освоению более сложной местности. При этом важно понимать, что лишённый зрения человек получает представление, к примеру, обо всех особенностях квартала или района главным образом из составленной в его воображении карты. Поэтому прежде, чем приступить к изучению любого маршрута, такому пешеходу нужно объяснить, что за объекты могут ему встретиться на пути. Наиболее значимыми ориентирами для незрячего человека являются бордюры, газоны, деревья, автодороги, стены, заборы, ступеньки и т.д. Следовательно, о них лучше всего рассказать ему заранее, а уже после на практике составить самые выгодные алгоритмы их обхода и использования. Для облегчения процесса запоминания местности можно применять и различные тактильные вспомогательные средства: рельефные карты, конструкторы, игрушечную мебель, пластилин, ленточки, верёвочки и др. Из подобных предметов нетрудно сооружать макеты тех или иных реальных объектов, давая возможность ребёнку руками ощутить, как они выглядят и где именно на воссоздаваемой карте находятся.

При освоении нового помещения важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Главным ориентиром для незрячих людей всегда является дверь, а следовательно, именно она должна быть отправной точкой маршрута.
  • Для получения первого представления о комнате, кабинете и т.д. её/его лучше обойти по часовой стрелке, одновременно рассказывая незрячему спутнику, что и где здесь находится (парты, шкафы и т.п.).
  • Особое внимание целесообразно обращать на окна и подоконники – их расположение ребёнок должен выучить наизусть.
  • Для улучшения ориентации следует пересечь помещение ещё несколько раз по диагоналям из разных его углов.
  • Проверьте, правильно ли незрячий малыш составил воображаемую карту: попросите его перечислить все находящиеся на пути предметы и их точную локализацию.
  • Когда ребенок чётко и правильно назовёт, что и где стоит, и безошибочно подойдёт к каждому из объектов (доске, шкафу, стулу и др.) самостоятельно – тогда помещение можно будет считать освоенным полностью.

Главный совет

Обучение незрячего ребёнка навыкам самостоятельного передвижения, вопреки мнению многих ещё сомневающихся родителей, не является сложным. Конечно, дети разные, и особенности восприятия у любого из них тоже свои, но если рядом с каждым малышом будет находиться человек, по-настоящему вникающий в имеющиеся проблемы и думающий о его будущем, то добиться желаемого результата обязательно получится. Терпение и упорство в преодолении всех трудностей обучения очень скоро окупятся сторицей, а радость от осознания того, что пройти по данному маршруту незрячий ребёнок теперь может без чьей-либо помощи, буквально окрылит как его самого, так и родителей. Не бойтесь начинать передвигаться с белой тростью: именно это умение является одним из главных и будет служить человеку без зрения верой и правдой всю его жизнь!

Товары в нашем каталоге