Арт-терапия для детей с ОВЗ
Важнейшим залогом полноценного воспитания и развития ребёнка с ОВЗ является включение в данный процесс реабилитационной составляющей, которая может проявляться в ходе не только обучения, но и занятиях различными видами творчества, способствующих нормализации психоэмоционального фона, повышению коммуникативной активности, а также стимулированию креативного, пространственного и логического мышления. Одним из наиболее эффективных способов подобного взаимодействия с особыми детьми и является арт-терапия, своей главной целью ставящая корректирование присутствующих ограничений по здоровью средствами соприкосновения с искусством, имеющим, как показали многочисленные исследования, неоценимое влияние на всестороннее оздоровление человеческого организма. И, хотя эта методика продолжает оставаться многомерной и комплексной, специалисты отмечают отчётливо наметившееся выделение в ней таких направлений, как изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия и т.д., которые бывают совершенно незаменимы в отдельных случаях.
Так, изотерапия, представляющая собой лечение рисованием, оказывается очень полезна детям с гиперактивностью, расстройствами аутистического спектра и другими поведенческими нарушениями. Сосредотачиваясь на процессе создания на бумаге визуального образа, они испытывают успокоение, осознают свой творческий потенциал и через стремление к его раскрытию устанавливают более тесный контакт с окружающим миром. В ходе изотерапии могут использоваться не только приёмы рисования кистями, красками, карандашами и фломастерами по бумаге, но и техники каракулей, создания картин грязью, сухими листьями, сыпучими продуктами (гречихой, пшеном) и т.д. Особых учащихся не рекомендуется ограничивать и в самостоятельном выборе средств для рисования, однако все их усилия, естественно, необходимо направлять в позитивное русло, концентрируя внимание на достижении запланированного результата.
Имаготерапия предполагает вовлечение детей с ОВЗ в театрализованную деятельность, плодами которой могут стать даже собственные постановки, в процессе подготовки и исполнении которых маленькие искатели приключений сумеют почувствовать себя настоящими артистами, приобретя множество новых полезных навыков. Опыт вживания в роль, по мнению педагогов и воспитателей, к примеру, позволяет ребёнку не только отвлечься от своих негативных эмоций, но и пережить целую гамму ощущений, обогащающих и гармонизирующих его психику в целом.
Музыкотерапия основывается на прямом воздействии звуков и акустических впечатлений на организм человека. Эта взаимосвязь была не раз доказана научными изысканиями XIX и XX веков, что позволяет выстраивать на осмысленном выборе музыкальных произведений эффективные стратегии психоэмоциональной реабилитации. Вовлекая особых детей в освоение мировой музыкальной культуры, а также в самостоятельное исполнение и даже создание мелодий, педагог может помочь ребёнку обрести душевное равновесие, стать более уверенным в себе и, что особенно важно, открыть горизонты возможного профессионального развития в будущем.
Сказкотерапия и библиотерапия в целом оказывают существенное влияние на коррекцию поведения детей с ОВЗ, позволяя в ненавязчивой форме проводить с ними воспитательную работу. Избавляя ребёнка от страхов, тревожности и т.д., эти виды реабилитационного воздействия помогают ему лучше усвоить представления о добре и зле, правде и лжи, дружбе и предательстве и других культурно-ценностных ориентирах. Как показывает статистика, дети, которым регулярно читали вслух сказки, повести и стихи, становятся более открытыми к миру, коммуникативно активными людьми, с малых лет приобретая хорошие риторические навыки и широкий кругозор.
Не меньшей значимостью обладает и игротерапия, помогающая особому малышу в увлекательной форме овладеть новыми моделями поведения, умениями и способностями. Использовать в процессе реализации данной методики можно как сподручные материалы (клубки разноцветных ниток, листы бумаги, книжки с картинками, пластилин и др.), так и специальное игровое оборудование, позволяющее мгновенно погрузиться в удивительным образом организованное игровое пространство, став участником многих запоминающихся для детского воображения событий.
Так, комплексное влияние на гармоничное становление различных видов перцептивного взаимодействия с окружающим миром у ребёнка с ОВЗ способен оказать набор для развития визуально-сенсорного восприятия, состоящий из множества «умных» игрушек. В его структуру обычно входят барабаны, музыкальные колокольчики, издающие волшебное звучание либо при прикосновении к ним специальной палочки, либо при воспроизведении уже записанных в память устройства мелодий, светящиеся мячики, тактильные пазлы «Сафари», генераторы белого шума, калейдоскопы, повторюшки, машинки со звуковыми и цветовыми эффектами, вибрирующие зеркала с подсветкой и т.д. Особый интерес у малышей с ОВЗ всегда вызывает музыкальная гусеница Уля, которая обладает двумя режимами взаимодействия, позволяя как создавать, так и прослушивать весёлые детские песенки. Главная специфика данного набора заключается в чётком соотнесении всех его элементов с необходимостью развития каждого из присутствующих у человека видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного и обонятельного). Игра с ним помогает особенному малышу приобретать новые визуальные, акустические и сенсорные ощущения, развивать представления о причинно-следственных связях между предметами, в целом гармонизируя его эмоциональный фон.
Свою высокую эффективность для реабилитации малышей с РАС показал также набор для развития детей с аутизмом. Он состоит из ряда коммуникаторов (настенного, портативного и семиуровневого), с помощью которых с ребёнком легче устанавливать контакт, записывая для него голосовые сообщения длительностью от 60 до 120 секунд, сенсомоторной трубы со звуковыми, цветовыми и тактильными эффектами, подушек для улучшения координации и повышения концентрации внимания, массажной щётки, увлекательной игры «крестики-нолики», всякий раз оповещающей о складывании выигрышной комбинации приятной музыкой и зажиганием волшебных огоньков, и т.д. Регулярное взаимодействие с каждым из этих предметов способствует нормализации поведения ребёнка через обретение им спокойствия и поглощающих его внимание занятий, в ходе которых он также приобретает новые полезные навыки сопоставления и осмысления различных действий, общения с другими людьми и др.
Весьма достойно в процессе реабилитации детей с различными нарушениями зрения успел зарекомендовать себя и светящийся набор для слабовидящих. В состав данного игрового комплекса входит целая совокупность предметов, ориентированных на развитие у ребёнка визуального восприятия, наблюдательности, координации рук и глаз, логического мышления, а также навыков чтения и письма. Главное преимущество набора состоит в том, что все его элементы могут быть выложены на светящуюся поверхность коробки (лайтбокса), область которой всегда будет подсвеченной, обеспечивая зону видимости. Несущими особую смысловую нагрузку частями комплекса являются акриловые буквы русского и английского алфавита, цифры, разноцветные деревянные блоки, изометрические фигуры, комплект фонариков и т.д. При взаимодействии с данным набором малыш с ОВЗ не только приобретает новый зрительный опыт, но и овладевает азами подготовки к школе, что значительно облегчает процесс его будущей адаптации к новому жизненному этапу.
Очевидно, что перечисленными позициями разновидности игрового оборудования для развития особых детей далеко не ограничиваются, и, по сути, для представителей каждой нозологии существуют свои технические средства, позволяющие в форме игры корректировать имеющиеся нарушения. Поэтому родителям ребёнка с ОВЗ однозначно стоит проконсультироваться у специалистов реабилитационных и образовательных учреждений относительно того, что будет более эффективно для их малыша, и попытаться обеспечить ему возможность использования рекомендованных игровых наборов при посещении специальных развивающих занятий или даже в домашних условиях.
Помните, большинство нарушений здоровья лучше всего поддаются коррекции именно в раннем детстве, а потому упускать столь драгоценное время крайне недальновидно и даже опасно. Именно обеспечение особому ребёнку нужных условий развития способно послужить для него трамплином в максимально полноценную жизнь, являясь гарантией по-настоящему успешного будущего.