// Дети с особенностями развития
Альтернативная и дополнительная коммуникация для людей с нарушениями речи

Отсутствие способности говорить — довольно распространённая проблема, с которой ежегодно сталкиваются сотни тысяч людей самого разного возраста: от детей с особенностями развития — до представителей пожилого поколения, перенёсших тяжёлые заболевания. Её решение оказывается жизненно важной задачей для установления полноценного контакта с человеком и повышения качества его жизни. Именно это и стало главной целью такой области научного знания, как альтернативная и дополнительная коммуникация. Её ключевыми принципами являются создание всех необходимых условий для формирования правильного стереотипа речевой деятельности, естественная стимуляция говорения и восстановление нарушенных механизмов осуществления вербального взаимодействия. Сам термин, используемый для обозначения данной науки, фактически включает в себя два самостоятельных понятия, каждое из которых имеет вполне чёткое семантическое измерение. Так, альтернативной коммуникацией обычно обозначается процесс общения, при котором обмен информацией осуществляется с помощью невербальных средств, таких как жесты, мимика, язык прикосновений, вокализация и т.д. Некоторые люди ошибочно считают, что использование в реабилитации методов альтернативной коммуникации тормозит речевое развитие и приводит к его полному вытеснению другими способами общения. По заверениям специалистов, данное утверждение является в корне не верным, поскольку названное коммуникативное взаимодействие способствует налаживанию контакта с человеком, напротив, побуждая его к более активной словесной деятельности, и, по сути, выступает первым звеном в эффективной реабилитации.

Вторая составляющая рассматриваемого терминологического сочетания — дополнительная коммуникация — представляет собой совокупность способов и средств информационного обмена, как вербальных, так и невербальных по своей природе. Она чаще всего задействуется в тех случаях, когда речь не утрачена полностью, а лишь затруднена, и задачей специалиста является её нормализация. Зачастую же альтернативная и дополнительная коммуникация, как правило, идут в тесном единстве друг с другом, позволяя более быстро и интенсивно добиваться необходимого результата.

В дефектологии принято различать три основные формы АДК:

  • Не техническую, в которой используются такие средства установления контакта, как язык жестов, мимика и т.д.
  • Низкотехнологическую, предполагающую осуществление процесса общения с помощью наиболее простых устройств, позволяющих менять картинки, выставлять пиктограммы и элементарные текстовые сообщения;
  • Высокотехнологическую, базирующуюся на применении сложного, но эффективного оборудования, включающего в себя компьютеры и смартфоны со специальным ПО, айтрекеры и др. Основным принципом работы подобных гаджетов является возможность осуществлять действие при помощи рук или даже глаз, что позволяет буквально взглядом управлять интерфейсом определённого приложения, набирать текст и даже формировать поисковый запрос в интернете. Конечно, стоят такие устройства довольно недёшево, однако их использование в реабилитационных центрах для коллективных или индивидуальных занятий демонстрирует по-настоящему хорошие результаты.

Высокой эффективностью в реабилитации детей с нарушениями речи, к примеру, может похвастаться семиуровневый коммуникатор, который представляет собой уникальное настольное устройство, обладающее множеством полезных функций. Главное его достоинство — помощь в связывании визуального и слухового образов в сознании обучаемого, впоследствии способствующая развитию говорения. На панели прибора располагаются кнопки, после активации которых звучит заранее записанное голосовое сообщение, а также специальные места, отведённые для размещения картинок. Сверху на неё можно установить рамку с различным количеством клеток — от 1 до 16, через которые пользователь и будет видеть изображения, сразу же привлекающие его внимание, благодаря яркой палитре красок. Затем сопоставляя воспринимаемую на слух информацию с видимым изображением, дети начинают запоминать и то, и другое, что значительно совершенствует их память, логическое и наглядно образное мышление, а также конкретные жизненные навыки. Коммуникатор оснащён достаточно ёмким аккумулятором, поэтому способен работать, в том числе, и без подзарядки.

Не менее хорошо в практике реабилитационных и развивающих центров зарекомендовало себя и ещё одно устройство, помогающее наладить процесс вербального общения с теми пользователями, у которых обнаруживаются нарушения речи. Им является коммуникатор для чтения, снабжённый шестью прекрасно различимыми кнопками, на каждую из которых можно записывать в режиме четырёх уровней голосовые сообщения. Максимальная длительность одного из них — 60 сек. Кроме того, на корпусе прибора имеется подставка для книг, с помощью которой на него можно легко установить нужный бумажный носитель информации и озвучить написанный текст. Сообщения можно многократно перезаписывать, что значительно повышает срок и интенсивность использования устройства.

Для лиц с сочетанными поражениями речевого и зрительного аппарата подойдёт и специальный полностью тактильный коммуникатор, на корпусе которого расположены семь хорошо опознаваемых на ощупь кнопок. Центральная из них отвечает за включение и выключение устройства, а также выбор уровня записи, которых в данном случае целых семь. Остальные кнопки позволяют воспроизводить записанные голосовые сообщения, максимальный хронометраж которых может достигать 90 сек. Их также можно многократно перезаписывать, что делает прибор более эффективным. Коммуникатор оснащён встроенным аккумулятором, позволяющим использовать его как автономно, так и напрямую от сети электропитания.

Фактически для того, чтобы устранить нарушения речи, выявленные у взрослого или ребёнка, необходимо правильно составить программу реабилитационных занятий, на которых, несомненно, должны использоваться наиболее подходящие для каждого конкретного случая технические средства. Разумеется, подобная схема для лиц с врождённой дислексией, апраксией или приобретённой вследствие инсульта дизартрией, будет разной, а потому жизненно важным становится индивидуальный подход к пациенту, который позволит сделать его восстановление максимально успешным и быстрым. Для подбора правильного лечения однозначно следует обратиться к специалистам-реабилитологам, которые обязательно помогут разработать всю дальнейшую систему действий и подсказать, какие дополнительные технические средства могут для этого понадобится. Помните, речь — важнейшая часть жизни каждого человека, позволяющая ему быть понятым и услышанным другими людьми, а следовательно, и сделать всё для устранения любых затруднений в этой области нужно качественно и своевременно. Именно это обеспечит и ребёнку, и взрослому, независимо от поставленного диагноза, полноценную интеграцию в жизнь общества, сделав его собственное существование по-настоящему активным, ярким и осмысленным, что и является главным залогом успешного будущего.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 06.12.2024
    Развитие речи ребёнка с ОВЗ
  • 27.02.2024
    Новинки Группы компаний «Исток-Аудио» – адаптированные игрушки собственного производства
  • 10.03.2023
    Как технология айтрекинга помогает в обучении детей с ДЦП?