Азбука Брайля. Метод Луи Брайля: вчера и сегодня
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

+7 (499) 346-06-53
  +7 (926) 539-96-11

4fpjqa0c.jpg


Мы работаем:
ПН-ПТ: 8:30-18:30
СБ,ВС: выходной


Сенсорные комнаты


Игрушки для детской реабилитации

Игрушки для детской реабилитации

Интервью с участниками Творческих Конференций ЮНЕСКО

В самолете на пути в Армению меня поразила мысль: «что я могу сделать для этих детей, ведь им, должно быть, нужно нечто большее, чем просто пара новых игрушек?».

После рассказов о Творческих Конференциях ЮНЕСКО становится очевидным тот богатейший опыт, который приобретают и дети, и сами участники конференций, поэтому вопрос "что я могу сделать?" отпал сам собой. Конференции играют важную роль в помощи детям с ограниченными возможностями.

Я встретилась с Изабеллой Стеффан, куратором нескольких проведенных конференций, и Мириэль Милицевич — дебютантом недавней конференции в Армении.


— Изабелла, расскажите немного о себе: каким образом вы были привлечены к участию в Творческих Конференциях ЮНЕСКО?

— Всё началось в 1998 году с инновационных программ, спонсируемых Еврокомиссией. В то время к этому были привлечены три государства — Швеция, Великобритания и Италия. Это три разные конференции, организованные Зигфридом Зоельсом в Германии. Германия в этом смысле была более прогрессивной, так как имела опыт проведения подобных конференций, запущенных двадцатью годами ранее всё тем же Зоельсом. Впервые конференция была организована Зигфридом в 1980 году, будучи частью образовательной программы для промышленных дизайнеров Восточной Германии. Путем распространения концепции конференций мы попытались усовершенствовать метод, предложенный данной программой ещё до падения Берлинской стены в 1989 году. В случае с первой итальянской конференцией, мы привлекли кураторов, которые были участниками предыдущих сессий, и экспертов, представляющих интересы детей с ограниченными возможностями.

дети.jpg— Была ли ЮНЕСКО уже тогда привлечена к работе с конференциями или ваше сотрудничество получило своё развитие несколько позднее?

— Да, наше сотрудничество началось позже — в сентябре 1990 года. Тогда была проведена конференция под эгидой ЮНЕСКО, ставшая последним проектом организации в ГДР. Конференция прошла в Баухаусе (что в Дессау) за две недели до объединения Германии. Данная конференция была вкладом ГДР в проводимое ООН десятилетие развития культуры в 1988-1997 годах. После 1990 года Западногерманская Комиссия ЮНЕСКО оценила проекты ГДР и одобрила проведение наших конференций. Мы продолжили свою деятельность в 1993 году, открыв вторую конференцию ЮНЕСКО под названием "Игрушки для детской реабилитации" в Потсдаме, а с 1995 года наши конференции стали ежегодными.

— Какова основная цель и причина проведения Творческих Конференций ЮНЕСКО?

— Главной темой являются игрушки для детской реабилитации. Ключевой метод — это совместная работа специалистов со всех уголков мира, направленная на помощь людям с ограниченными возможностями. Мы говорим об игрушках, а нашими главными экспертами в этой области, разумеется, являются дети. Игрушки, которые сегодня представлены масс-маркетом не всегда подходят ребёнку, который имеет свои особенные потребности, и тем более не несут в себе терапевтического эффекта. Самое приятное в этих конференциях — это совместная работа с ребёнком, возможность сразу же апробировать результаты работы, корректировать их в соответствии с нуждами детей. Сам факт того, что вы имеете обратную связь с ребёнком, играющим с разработанной вами игрушкой, очень ценен. С детьми очень просто: будучи целевой группой, они мгновенно реагируют на результат вашей работы.

— Опишите рабочую программу конференции.

— Все конференции длятся 15 дней. Участники находятся вдалеке от своего дома, их задача — сфокусироваться исключительно на одной специфической теме. Группа формируется с целью собрать как можно более разнообразный набор экспертных мнений. Также важным является возрастной состав, квалификация участников и, конечно же, их разная национальность. Такой разношёрстной группе просто необходим куратор. Наши кураторы — это лидеры рабочих групп, направляющие участников во время конференций. Каждая конференция начинается с двухдневного семинара, где мы систематизируем информацию о потребностях и проблемах тех детей, которые являются объектами исследования именно этой конференции. С самого начала мы стараемся помочь участникам забыть обо всём — начать работу с чистым сознанием.

за работой— Во время изучения поведения детей вы даёте им специальные задания?

— Нет, мы работаем по-другому. Мы не вмешиваемся. Мы просто исследуем их повседневную жизнь, а затем на семинарах получаем наставления наших кураторов. Они помогают нам понять, что можно почерпнуть из наших исследований и как, в конце концов, трансформировать это в готовую игрушку.

— Выходит, пользовательский опыт — это обязательная составляющая всех конференций.

— Да, это важная часть метода, используемого в наших конференциях. В них участвуют порядка 20 человек: разных профессий и приехавших из разных стран. Архитекторы, учителя, врачи — все они работают над одной и той же проблемой — детской реабилитацией.

— Когда вы изучаете детей, сталкиваетесь ли вы с довольно специфическими формами ограниченности по здоровью? Приходится ли вам распределять детей по участникам конференции или вы сразу рассматриваете группы детей?

— По-разному. В Швеции на одного участника приходился один ребёнок, а чуть позже мы уже начали работать с целой группой. Гораздо сложнее изучать одного единственного ребёнка, не имея при этом возможности взаимодействовать с другими участниками, в то время как в группе вы получаете гораздо большие возможности по интерпретации данных исследования. В Армении мы работали в группах по 4 человека, данные исследований обрабатывались врачами-терапевтами. Также возникала проблема языкового барьера. Одним словом, необходимо грамотно подходить к исследованию, уметь осмыслить возникающие проблемы и, в конце концов, выбрать более подходящий для исследования вариант — работать с одним ребёнком или с целой группой.

— Последняя конференция, в которой вы обе принимали участие, прошла в Армении. Понятно, что такие страны как Швеция и Армения — очень разные. Это как-то проявляется в потребностях детей или, возможно, культурных потребностях?

— На самом деле, ничего подобного. Если сравнивать Армению и Швецию, то было заметно, что Швеция — очень богатая страна Но в том месте, которое мы посетили, не было большого количества игрушек, что стало неожиданностью с этой точки зрения. Это место могло быть выбрано именно по этой причине. Мы не разрабатываем игрушки для страны, которую посещаем. Мы черпаем вдохновение из культуры той или иной страны, из соответствующих историй и рассказов, и всё это происходит ещё в первые дни конференции.

растяжка— Дети, с которыми вы работаете, имеют схожие проблемы со здоровьем?

— Нет, проблемы совсем разные. В Армении мы работали с детьми больными лейкемией, умственные способности которых полностью соответствовали норме. Тем не менее, нам приходится решать множество проблем с другими детьми — теми, которые, например, страдают синдромом Дауна, это совершенно другая ситуация. Так что я могу сказать, что заболевания очень сильно разнятся от ребёнка к ребёнку. На одной из конференций, проходившей в Великобритании, внимание было сосредоточено на незрячих детях. Там мы работали прямо на территории одной из школ. В Италии мы работали одновременно и с незрячими, и с аутистами, и с детьми, страдающими синдромом Дауна. В Швеции мы столкнулись с детьми, имеющими очень серьёзными заболевания, что стало для нас довольно сложным опытом.

— На человека, который не привык быть в кругу детей с ограниченными возможностями, всё это, должно быть, производит сильное впечатление. Как участники справляются со своими эмоциями?

— Верно, иногда всё это очень непросто. Не знаешь, как себя вести и как втянуться в работу. Некоторые из участников стараются избежать работы с детьми-инвалидами и ищут работу другого рода — с детьми, имеющими другие виды ограничений. Особенно эмоциональны участники женского пола, которые подчас начинают плакать от осознания того, сколько помощи требуется этим детям и как мало они могут дать им за совсем небольшой промежуток времени.

птичка— Есть ли среди разработанных вами игрушек те, которые в итоге попали в массовое производство?

— В последние дни конференции начинается тестирование моделей и итоговая выставка. Уже после завершения конференции кураторы собираются вместе и выбирают те игрушки, которые в дальнейшем поступят в продажу. Мы разделяем все игрушки на две категории: те, которые пойдут в производство и те, которые пользователи могут сделать сами.

— Каким образом вы доносите накопленный опыт и информацию до других людей?

— Это слабое место, над которым мы в данное время работаем. Некоторые материалы представлены в форме книг и буклетов, но все они написаны на немецком. Сейчас мы разрабатываем веб-сайт, откуда родители детей с ограниченными возможностями могут получать необходимую информацию. На этом сайте можно будет найти инструкции по изготовлению игрушек.

— Перемещение терапевтических игрушек в массовый сегмент — такова цель конференций?

— Нет, промышленные масштабы — это отнюдь не наша цель. Гораздо важнее превратить совместную работу в некий социальный перфоманс, уделяя внимание детям с ограниченными возможностями. Это почти то же самое, что быть миссионером и нести свои знания в разные страны.

карусель— Проявляют ли крупные производители игрушек интерес к вашим мероприятиям?

— Обычно нет, но в Китае у нас был свой спонсор. Там производитель игрушек использовал конференцию ЮНЕСКО, чтобы найти, инновационный продукт. Они хотели производить бамбуковые игрушки. Была разработана специальная рекламная кампания к открытию Выставки Игрушек в Нюрнберге. Вообще интерес к проблемам детей со стороны крупных производителей нам интересен, потому как рождаемость в современном мире упала. В целях расширения рынка они также начинают ориентироваться на производство игрушек для пожилых людей. Это гораздо более трудная сфера, потому как взрослые не хотят ассоциировать себя с игрушками: производители вынуждены придумывать способы удовлетворения потребностей данной категории пользователей с помощью устройств, не выглядящих как игрушки, но имеющих такую же функциональную значимость.

— Как принимается решение о том, где будет проводиться Творческая Конференция? Государство самостоятельно подаёт заявку на проведение или ЮНЕСКО предлагает собственные варианты?

— Чаще всего участники предыдущих конференций берут на себя обязанности по организации подобных мероприятий. Они могут обратиться к ЮНЕСКО с просьбой провести конференцию в своей стране. Мы, в свою очередь, имеем длинный список школ и других организаций по всему миру, которые хотели бы провести конференцию у себя дома. Проблемой всегда остаётся поиск денег и спонсоров, потому что Творческие Конференции не включены в число официальных программ ЮНЕСКО, а являются всего лишь сторонней деятельностью, держащейся на усилиях заинтересованных людей.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел


ПОМОЩЬ ПОКУПАТЕЛЮ

Государственная программа Доступная среда
Наша группа Доступная среда  В Контакте