Азбука Брайля. Метод Луи Брайля: вчера и сегодня
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

+7 (499) 346-06-53
  +7 (926) 539-96-11

4fpjqa0c.jpg


Мы работаем:
ПН-ПТ: 8:30-18:30
СБ,ВС: выходной


Специальная одежда для людей в инвалидных колясках


Слепой ребенок вне дома

Слепой ребенок вне дома
Ваш ребёнок живёт в мире зрячих и ему предстоит преимущественно общаться с ними. Поэтому к тем трудностям воспитания, которые определяются отсутствием зрения или его резким снижением, маленькому человеку добавляются трудности, связанные с необходимостью учиться жить в мире, приспособленном для зрячих людей.

слепой ребенок вне домаБольшую ошибку совершают те родители, которые стремятся оградить своё чадо от реального мира, изолировать его от общества. Научите его преодолевать возникающие жизненные трудности, не боясь их, научите находить верный выход из затруднительных ситуаций. Большое значение имеет отношение родителей к зрительному дефекту своего ребёнка. Оно подвергается серьёзному испытанию, когда к вашему малышу проявляют повышенный интерес посторонние. Вопросы родных, знакомых, встречных людей о состоянии его зрения будут неизбежны. Научитесь с достоинством, спокойно, без стеснения и трагизма отвечать на подобные вопросы. О причине слепоты ответьте коротко и переведите разговор на другую тему, например, связанную с успехами вашего ребёнка. Например: «Сашенька не видит с рождения, причина неизвестна, у врачей мы наблюдаемся. Но он у меня молодец! Он умеет то-то и то-то».

Находясь рядом с вами, наблюдая ваше поведение в подобных ситуациях, сын или дочь научатся правильно реагировать на такие вопросы. Поощряйте их вступать в общение, чтобы не закреплялась в них неуверенность, чувство робости, болезненное отношение к своему дефекту.

Взрослому слепому в самостоятельной жизни очень часто приходится пользоваться помощью окружающих, нередко незнакомых людей. Ребёнок с раннего возраста должен слышать примеры вежливого, учтивого обращения к незнакомым людям. Старайтесь научить его выражать свои просьбы кратко, ясно и чётко.

Не держите человечка запертым в четырёх стенах. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы он получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками. Гуляйте с ним, ходите в гости, выезжайте за город, водите в кино, театры, музеи. Всесторонне знакомьте его с тем миром, в котором живёте сами и в котором предстоит жить ему.

помощь слепым детямКаждый выход в большой неизведанный мир начинается с внешнего вида ребёнка. Необходимо, чтобы с самого раннего возраста он усвоил, что на него смотрит множество внимательных глаз, которые отмечают и то, как он выглядит и во что одет, и то, как ведёт себя. Зрячие дети очень многое копируют у взрослых (манеру одеваться, держать себя и т.п.), поскольку имеют возможность наблюдать за ними и друг за другом каждый день, а также могут контролировать свой внешний вид благодаря зеркалу. Ваши мальчик или девочка лишены этой возможности. Родительские глаза являются их «зеркалом».

Одевая ребёнка, обращайте его внимание на то, что вещи надевают в зависимости от времени года, что нарядная одежда предназначена для выхода в гости, в театр и т.д.; для прогулок, занятий спортом, трудом надо одеваться по-другому. Расскажите ему о подборе одежды по назначению, цвету, стилю и моде. Научите следить за своими вещами, содержать их в чистоте и порядке.


Прогулки
Прогулки могут быть разными: просто во дворе возле дома, в парке или ещё где-то. Однако не должно быть прогулок без цели. Пусть каждая будет маленьким уроком. Очень часто родители уединяются со своими детьми, гуляют отдельно от детворы, и вся прогулка сводится к тому, чтобы ребёнок сидел бы на одном месте или передвигался в очень ограниченном пространстве под присмотром взрослого.

слепой ребенок на улицеНо слепого человечка, как никакого другого, необходимо поощрять к самостоятельности. Отсутствие зрения не означает, что он не может адекватно познавать окружающий его мир. Только способы познания — через осязание, движение, слух и обоняние — требуют от него большей активности и самостоятельности, чем от зрячего.

Куда бы вы не пришли с ребёнком, обязательно познакомьте его с этим местом, особенно, если оно для него новое. Дайте возможность всё обследовать руками, до всего дотронуться. Если это игровая площадка, то обойдите её всю, покажите границы, предметы, которые на ней находятся, и все препятствия. Малышу необходимо получить достаточно полное представление обо всей площадке, а не только о том уголке, где вы предпочитаете с ним гулять. Помогите ему познакомиться и обследовать горку, качели, песочницу. Покажите, где пролегают дорожки, какие растут на площадке деревья, кусты. Если необходимо, поднимите на руки, чтобы он смог дотянуться до верха обследуемых объектов. К одному и тому же месту гуляния первое время, пока ребёнок не полностью изучил его, лучше возвращаться довольно часто, чтобы он чувствовал себя всё свободней и свободней. Это воспитывает уверенность в себе.

Не избегайте встреч с людьми, наоборот, стремитесь к тому, чтобы маленький человек усваивал навыки общения с другими. Найдите товарищей по играм и прогулкам. Лучше, если сначала вы познакомите его с одним зрячим ребёнком и научите их играть вместе. Затем круг знакомства можно расширять.

Маленькие слепые дети, как правило, избегают контактов с незнакомыми. Поэтому проявите терпение, поговорите с родителями зрячего ребёнка, объясните особенности своего, расскажите, что он умеет делать. Ваша задача облегчается, если в семье уже есть старшие дети, но если он единственный, то знакомство со сверстниками или со старшими позволит ему приобрести товарищей по совместным играм и в определённой мере освободит вас от посто-янной опеки на прогулке.

Первое время старайтесь организовывать совместные игры детей сами, и пусть они играют под вашим присмотром. Со временем, когда товарищи вашего ребёнка освоятся с его особенностями, можно с ними отпускать его на прогулку.

Гулять надо в любое время года и в любую погоду. Чем больше впечатлений об окружающем мире будет получать ваше чадо, тем полнее будут у него представления. Так, зимние прогулки, катание на санках, лыжах и коньках доставят ему столько же радости, сколько и зрячему, только необходимо предварительно объяснить, показать и всё выполнить вместе с ним: и с горы скатиться, и на лыжах пройти. Ваше участие и ваша уверенность в успехе дадут ему силы преодолеть в себе неуверенность или страх перед новым.

Ваши совместные прогулки могут иметь вполне определённую цель: зайти в магазин за продуктами, в аптеку за лекарствами, на почту и т.д. Такие совместные походы являются хорошей школой. Предварительно перед выходом необходимо рассказать, куда вы пойдёте, что вы будете делать, как следует себя вести. Поясните, каким маршрутом вы пойдёте, сообщите названия улиц.

Если вы едете на каком-нибудь транспорте, то ребёнок должен быть предупреждён об этом. Лучше, если он будет заранее подготовлен. Во время пути обращайте его внимание на особенности маршрута, тренируйте в умении ориентироваться на улице. При движении по тротуару пусть он идёт справа, чтобы встречные прохожие не наталкивались на него. Запомните, что и взрослого слепого следует сопровождать, находясь от него слева, и пусть он держит вас под руку, а не вы его. Когда вы ведёте своего ребёнка за руку, то не тащите его, приноровите свой шаг к его шагам.

Как бы вы не спешили, помните, что вы ведёте незрячего, который не может увидеть моментально весь путь, дайте ему возможность познакомиться с той дорогой, по которой вы идёте. Перед каждым изменением пути следования (поворот, переход, ступеньки и т.п.) чуть приостановитесь и предупредите об этом («поворот направо», «ступеньки вниз»).

Во время движения обязательно обращайте внимание малыша на звуки (что и как звучит); на запахи (некоторые места улиц имеют очень чёткий запах: магазины, например, парфюмерный, булочная, аптека, бензоколонка и т.п.); на особенности дороги, которые можно почувствовать стопой через обувь.

Большое значение имеет умение определять с помощью сохранных органов чувств состояние погоды и даже время суток. Не забывайте обратить внимание на это, расскажите об изменениях, которые происходят в природе.

Одно из суждений практиков и учёных заключается в том, что ребёнку нужно давать с раннего возраста трость для ориентировки при ходьбе на улице. В то же время многие специалисты считают, что к такому способу ориентировки следует переходить тогда, когда ребёнок получил достаточно полное представление об окружающем пространстве: тростью можно узнать то, что уже было изучено с помощью осязания. Поэтому очень важно научить его хорошо ориентироваться дома, во дворе, на ближайшей к дому улице посредством осязания, слуха и обоняния. Придя в какое-нибудь помещение, особенно впервые, дайте малышу возможность освоиться, познакомьте его с размерами этого помещения, по возможности, расскажите, что и где находится, и покажите ему.
Будьте терпеливы и последовательны, ведь для того, чтобы познакомиться с новым помещением, слепому необходимо совершить множество действий и затратить определённое время. Побуждайте сына или дочь к самостоятельным действиям, к вопросам относительно того места, где вы находитесь.

помогать незрячим детямОбратите внимание на звуки, объясните их происхождение. Знакомые звуки воспринимаются по-разному в зависимости от размеров пространства. Пусть ваш подопечный использует это свойство для определения размеров помещения. Обойдите его вместе по периметру в одну и в другую сторону от двери, дайте до всего дотронуться и ощупать. Это следует делать так, чтобы не мешать окружающим, не стесняйтесь любопытных взглядов или замечаний.

В магазине предложите ребёнку, например, самому оплатить покупку в кассе и получить товар. Научите, как правильно обратиться к продавцу, как занять очередь. Со временем, когда ваше чадо станет постарше и освоится, можно будет посылать его в магазин одного за небольшими покупками. Конечно, многое определяется тем, где вы живёте, как далеко находится от вас магазин, сложно ли до него добраться.

Совместные походы по хозяйственным делам воспитывает самостоятельность, а сознание своей полезности окрыляет. Подросток приобретёт ценный жизненный опыт: научится обращаться к незнакомым людям, усвоит цены, познакомится с различными учреждениями быта, запомнит запах и форму упаковки различных продуктов и т.п. Всё это ему пригодится и в учёбе, и в дальнейшей самостоятельной жизни.


В гостях
дети в гостяхКаждый такой выход является большим испытанием как для вас, так и для вашего ребенка. Он идёт в новое помещение и порой к незнакомым людям. Лучше всего, если первый опыт посещения гостей будет непродолжительным, и люди, к которым вы пойдёте, будут ему знакомы. Как правило, ими являются ближайшие родственники. Расскажите заранее, куда вы пойдёте, кто там будет. Нелишне напомнить, как следует одеваться, предложите самому выбрать вещи, обсудите это вместе с ним.

В гостях познакомьте ребёнка с каждым присутствующим, чтобы он мог запомнить голос, запах, одежду. Проведите его по всей квартире, познакомьте с расположением комнат, покажите, что где стоит. Дайте ему возможность освоиться в новой обстановке. Постарайтесь приехать чуть пораньше, чтобы малыш мог спокойно и не торопясь познакомиться с новым помещением, сориентироваться, обвыкнуться в нём.

Если в гостях будут зрячие дети, то попросите хозяев заранее предупредить их, что приедет незрячий ребёнок. Знакомя детей, постарайтесь наладить между ними контакт, расскажите, что умеет делать ваш сын или дочь, во что умеет играть, подчеркните его положительные черты (добрый, читает стихи, поёт), возьмите из дома те игры, в которые он сможет поиграть с другими ребятами. Организуйте совместное занятие. Это могут быть не только настольные игры, но и подвижные (например, «жмурки»).


Выход в кино
Может показаться странным, что вам рекомендуют ходить в кино. Но фильмы давно уже озвучены, а яркие краски позволяют вашему ребёнку, если у него есть остаточное зрение, следить за тем, что происходит на экране. Ваш питомец должен не только знать, что есть такой вид искусства, как кино, но и научиться понимать его. Посмотрите, с каким удовольствием он слушает радиопередачи, сказки и песни, записанные на пластинках или магнитофонной ленте. С тем же удовольствием он будет «смотреть» кинофильм, но только с вашей помощью.

Если слепого учить понимать фильмы с детства, прививать любовь к этому виду искусства, то оно становится ему доступным. Не раз приходилось убеждаться в том, что не любят фильмы те, кого в детстве лишили возможности познакомиться близко с этим видом искусства.

Начинать смотреть кинофильмы лучше дома по телевизору. Ребёнок слышит голоса, звуки и музыку. Если у него имеется остаточное зрение, то, находясь близко от экрана, он может различить крупные детали изображения и отождествить их с уже известными ему объектами.

Подопечному необходим ваш комментарий к тому, что происходит на экране. Рассказывайте о том, что он не видит, когда не слышно никаких звуков, а действие в этот момент совершается.

При просмотре дайте краткое описание героев картины (как выглядят, во что одеты), сообщите только ту информацию, которую он не может получить из контекста разговоров (время, место действия, время года). Ваши комментарии должны быть краткими, точными и не нести лишних сведений.

Старайтесь говорить так, чтобы ребёнок вас слышал, но при этом не мешайте ему следить за происходящим, т.е. говорите во время пауз. Передавайте только сюжетную линию, чтобы он понимал происходящее, удержитесь от попытки дать своё толкование сюжета. В то же время не скрывайте ваше эмоциональное отношение: очень важно научить правильно выражать эмоции.

Все обсуждения действий героев, их побудительных мотивов и т.п. отложите до конца просмотра. Эти моменты часто остаются не всегда понятными зрячим детям, которых увлекает сюжет, динамика событий, а не то, что движет поступками героев картины. Следует обязательно привлечь внимание к этим моментам при последующем обсуждении.

После таких домашних просмотров можно идти в кинотеатр. Расскажите, куда вы пойдёте, что там будете делать и как себя следует вести. Желательно, чтобы вы были знакомы с содержанием картины: вам легче будет давать необходимый комментарий и подготовить ребёнка к восприятию кинофильма.

Расскажите также о маршруте до кинотеатра. Покажите кассу, доверьте самому приобрести билет и предъявить контролёру. Если будет возможность, познакомьте со зрительным залом: покажите, где расположен экран, как стоят кресла, как определить свой ряд и своё место.

Дома после посещения кинотеатра можно проиграть весь поход на макете, который можно изготовить из различных материалов: бумаги, картона, деталей конструктора. На макете вы можете показать внутреннее устройство кинозала, а также рассказать о других вспомогательных помещениях: фойе, буфете, туалетах и т.д. После того, как ваш ребёнок достаточно хорошо познакомился с ближайшим к вам кинотеатром, вы можете отпускать его с кем-нибудь из зрячих товарищей.

Выход в театр

Театральное искусство имеет большое значение для развития слепого. Оно построено на диалогах и монологах персонажей, в которых выражены их внутренние переживания и через которые разворачиваются основные сюжетные линии спектакля. Можно сказать, что театральное действие в большей мере, чем кино, доступно восприятию незрячего.

Восприятие и понимание театрального искусства облегчается тем, что слепому доступно собственное участие в импровизированном театральном действии, которое является необходимым элементом любой сюжетно-ролевой игры (роли мамы, папы, врача, продавца и т.д.).

Для каждого ребёнка (а слепой малыш не является исключением) сюжетно-ролевые игры являются необходимыми этапами в его развитии. Научившись играть, принимая на себя роль того или иного персонажа, говорить за него и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, незрячий сможет овладеть необходимыми навыками общения, научиться понимать мир социальных отношений.

Сначала в игре-драматизации он говорит за разных героев вместе с вами, затем может играть один за любых персонажей (ими могут быть куклы, животные). После этого вы можете разыграть театральное представление, где будут и сцена, и занавес, и зрители.

Посещение театра надо начинать с рассказа о нём, об актёрах, самом спектакле. На макете познакомьте вашего подопечного с внутренним устройством здания, покажите, где находится сцена, зрительный зал, оркестровая яма, а также другие помещения театра.

Собираясь в театр, не забудьте обратить внимание на одежду. Если при посещении кинотеатра мы не снимаем верхнюю одежду, то в театре сдаём в гардероб, поэтому необходимо быть нарядно одетым.

В самом театре дайте возможность познакомиться со всем зданием, подойдите к сцене, поднимитесь в ложи, на балкон. Знакомство с помещениями лучше всего проводить либо до основной массы зрителей, либо после спектакля.

Как и при просмотре кинофильма, в определённые моменты не обойтись без комментариев. Старайтесь говорить тихо, чтобы не мешать соседям, но в то же время так, чтобы ребёнок вас слышал. Если он что-то хочет спросить, то пусть делает это тоже тихо.


Посещение музея

В музеях слепым детям дозволено под контролем смотрителя осторожно потрогать экспонаты, которые находятся не под стеклом. Некоторые работники таких учреждений не знают, что имеется специальное постановление, разрешающее это, поэтому вам могут сделать замечание. В таком случае спокойно и тактично объясните, что ваш сын или дочь не видит, что вы будете очень осторожны и внимательны при осмотре.

В музеи ходить со слепым надо, потому что он может непосредственно познакомиться с некоторыми экспонатами с помощью сохранных органов чувств, в первую очередь, остаточного зрения и осязания. Но делать это следует с определённой целью: углубить представление о некоторых предметах окружающего мира, дать более полное наглядное представление о том, что маленький человек прочитал или услышал, с чём он не может столкнуться в своей жизни.

Как правило, музеи не похожи один на другой, поэтому знакомство должно начинаться с ориентировки в помещениях. Ограничивайте посещения знакомством и рассматриванием какого-либо одного или двух экспонатов, но постарайтесь, чтобы ребёнок получил достаточно полное представление об этом экспонате, в первую очередь, с помощью сохранных анализаторов. Расскажите, для чего создают музеи, какие они бывают, как себя следует вести в них.


Посещение столовой, кафе

В будущей самостоятельной жизни вашему сыну или дочери не раз предстоит пользоваться услугами столовой или кафе. Поэтому не упускайте возможности познакомить с предприятиями общественного питания. Для первого посещения постарайтесь выбрать такое время, когда людей будет немного, чтобы спокойно показать внутреннее расположение и дать возможность всё потрогать и со всем познакомиться.

Расскажите про меню, объясните, где брать блюда, как их заказывать, где лежат чистые подносы, где касса. Объясните порядок действий и манеру поведения в столовой от вхождения и до окончания трапезы.

В столовой или кафе слепому может понадобиться помощь других людей, так как с подносом, уставленным тарелками, ему трудно ориентироваться. Надо научить ребёнка, как следует обращаться за помощью к окружающим людям, как обращаться к сидящим за столом, если понадобится что-либо.

В столовую или кафе можно идти после того, как дома освоены основные навыки принятия пищи и поведения за столом. При посещении столовой у ребёнка, помимо всего прочего, появится прекрасная возможность показать, насколько хорошо усвоены им эти навыки.


ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Назад в раздел


ПОМОЩЬ ПОКУПАТЕЛЮ

Государственная программа Доступная среда
Наша группа Доступная среда  В Контакте